В каких произведениях русской литературы XIX — XX вв. авторы про­славляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой «Облако в штанах»?

В каких произведениях русской литературы XIX — XX вв. авторы про­славляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой «Облако в шта­нах»?

В качестве литературного контекста вы можете использовать произве­дения М. Горького «На дне», В. Я. Брюсова «Хвала человеку».

Обосновывая свой выбор, вспомните монолог горьковского героя Са­тина в пьесе «На дне» , который близок по своей тональности и стилистике гимну и обращен не к людям настоящего, которые достой­ны жалости, а к человеку будущего. Этот образ мечты. Абсолютизация

личных достоинств жителей Земли роднит этот монолог со славословием В. В. Маяковского в поэме «Облако в штанах».

Рассмотрите, как созданное на романтической революционной волне, стихотворение В. Я. Брюсова «Хвала человеку» воспело отвлеченный идеал созидателя, труженика, наделенного жаждой познания, свободной волей:

Верю, дерзкий! Ты поставишь Над землей ряды ветрил,

Ты своей рукой направишь

Бег в пространстве, меж светил…

Укажите, что главный герой стихотворения предстает в разных ипо­стасях: воина, добытчика, охотника и рыболова, покорителя морей. Так же, как и горьковский гимн, образ

поэта обращен в будущее, нацелен на мечту, а не на реальность.

Отметьте, что автор «Облака в штанах» тоже ориентировался на аб­страктный идеал. Его человек грядущего лишен недостатков, состоит из одних достоинств и вызывает лишь восхищение. Однако В. В. Маяков­ский призывает нас преодолеть автоматизацию восприятия и воспеть чудо физической оболочки будущего жителя Земли.

Подводя итоги, напишите, что если В. Я. Брюсова восхищают прежде всего дела земного человека, то М. Горького и В. В. Маяковского — гря­дущий Человекобог, поскольку оба ориентированы в своем эстетическом восприятии мира на теорию Ф. Ницше о сверхиндивидууме.




В каких произведениях русской литературы XIX — XX вв. авторы про­славляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой «Облако в штанах»?