Вечные проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет»

В начале XVII ст. столкновенье мира, в котором властвуют «сила золота и губительные страсти», со старым светом жестокого феодального насилия покачнули светлую веру гуманистов в торжество добра, человечности, чести. Именно в те времена драматург Вильям Шекспир создает свое наиболее произведение — трагедию «Гамлет». И Принц Гамлет, главный герой трагедии, сначала возникает перед нами как типичный интеллигент-гуманист, который искренне верит в человека.

Он — студент одного из университетов в своего времени, окружен друзьями.

Преисполненный пылкой любовью к жизни, и герой не знает, что его представление о мире и реальной жизни — разные вещи. Но вскоре он это поймет, и два противоречивых чувства завладеют его душой.

Возвратив в Датское королевство после неожиданной смерти отца, принц узнает, что иметь, королева Гертруда, не успев избить «ботинок, в которых она за гробом мужа шла в слезах», выходит замуж за никчемного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Принц клянется отомстить негодяю, и отныне месть становится содержанием его жизни. В знаменитом монологе Гамлета о человеке автор показывает, что в принце начинается разрушительная

борьба между идеальными представлениями и жестокой реальностью.

«Что за мастерское произведение мужчины! Какой благородный умом! Какой безграничный дарованием!

Как поражает и приводит в удивление фигурой и движениями! Действием подобен ангелу! Понятливостью — к божеству! Украшение вселенной!»

Подлое убийство отца, неприличное и позорное замужество матери с Клавдием, вероломство придворных, измена друзей и слабость любимой, — все это, наполняя душу невыносимыми страданиями, безжалостно сталкивает принца с проблемами реальной жизни. Приходит горькое сознание того, что

«Дания — тюрьма», «возраст разладился», угар «свихнулся».

Одев маску шута, Гамлет вступает в неравный смертельный бой. Он убивает Полония, который шпионит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, бросает Офелию, которая не может противостоять злу и тянет интригу против Гамлета. Не об отплате за личную несправедливость или только о месте за вбитого отца думает Гамлет; душу его растравляют раздумья о необходимости битвы с мировым злом:

«О доля зла моя! Почему направит ее должен я?» Но ли имеет он на это право? Ведь зло живет и в нем самом: «Сам я более или менее честный, да и то мог бы закинуть себе кое-что такое, что лучше было бы моей маме и не родить меня на мир.

Я очень напыщенный, мстительный, честолюбивый… Мы все ярые прохиндеи…»

Как же тогда победить зло? Как помочь человеку стать «украшением вселенной»? Гамлет, страдая под бременем вселенского мучения, ставя перед собой фатальный вопрос: «Или быть, или не быть?» В решении этого вопроса и заключается сущность трагедии Гамлета — трагедии личности, которая пришла в мир слишком рано и выразительно увидела его несовершенство.

Это — трагедия ума. «Так ум пугливыми нас делает, яркие краски наглой отваги от раздумий теряют цвет свой, а намерения высокие, умирают, еще не воплотившись в действие». Отсюда и скорбь Гамлета, который сознает, что в борьбе со злом единственно возможным средством есть то самое зло, применение которого искажает у цель. Отсюда почти вопль, который вырывается из груди Гамлета перед встречей с матерью:

Не предай природы, сердце, не разреши Нероновой души войти в эту грудь. Пусть буду я жестоким — и не зверем, пусть ранит острое слово — не кинжал, душа и мой язык пусть лицемерят. Хотя как слова покрасть сердце ей, соединить, душа, с делом их не смей!

В нем все кипит, клокочет, вздрагивает, он на самом деле близкий к сумасшествию, так как зрелище господствующего зла невыносимо для него. И Гамлет, в конце концов принимает решение. Взяв на себя личную ответственность за мировое зло, за все несовершенства и страдание людей на земле, ощущая свою одинокость и сознавая свое бессилие, Гамлет все же таки бросается в бой и гибнет как борец, завещая нам образец поведения человека и понимание того, каким смелым должны быть он.

Душа побеждает в борьбе за высокие человеческие идеалы. Трагедия Шекспира поднимает вечные проблемы: разногласие между идеалом и действием, целью и средствами ее достижения, роль личности в истории и, в конце концов, в чем заключается смысл жизни каждого человека




Вечные проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет»