Великая Отечественная война в творчестве Ахматовой А. А
Война застала Ахматову в Ленинграде. В августе и сентябре, уже во время блокады, она оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны.
Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища…» Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоянно бомбили, поэт выступала на радио, по словам О. Берггольц, «как истинная и отважная дочь России и Ленинграда». В октябре больную Ахматову
А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.
В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград».
Великую Отечественную войну Ахматова восприняла как искупление народом греха революции и
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
«Великое русское слово» выступает как символ народа. Стихотворение обращено к вечному, и эта главная идея сконцентрирована в его последнем слове — «навеки». Идея «Мужества» и других военных стихов Ахматовой не сводится к пафосу борьбы с врагом, она заключается в том, что народ совершает небывалый подвиг во имя духовной свободы.
Ахматова в годы войны пишет не о себе, а о женщине вообще, матери, для которой все дети — родные: первый дальнобойный немецкий снаряд в Ленинграде «равнодушно гибель нес / Ребенку моему», словно о родном пишет она в эвакуации о погибшем иод бомбами маленьком сыне ее соседей по Фонтанному Дому, и даже старинная статуя в Летнем саду, заботливо укрываемая землей, для нее «доченька» .
В 1946 году Ахматова снова попала в немилость к партийному руководству: после выступления секретаря ЦК ВКП А. Жданова вышло постановление ЦК ВКП «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», в котором поэзию Ахматовой обвинили в безыдейности, отсутствии воспитательного начала. Поэта исключили из Союза писателей. Весь тираж уже напечатанного в 1946 году нового сборника ее стихов был уничтожен.
Ахматову вновь перестали печатать, она бедствовала. Многие прежние знакомые, увидев Анну Андреевну на улице, переходили на другую сторону, и лишь немногие друзья продолжали общение с ней. Но она вынесла все с достоинством.
В конце 1950-х годов запрет с имени Ахматовой был снят. В 1958 и 1961 годах вышли небольшие сборники ее стихотворений, а в 1965 году — итоговый, самый большой прижизненный сборник «Бег времени».
В первом стихотворении цикла «Тайны ремесла» — «Творчество» — воссоздается таинство рождения произведения: «И просто продиктованные строчки / Ложатся в белоснежную тетрадь». Внимание поэта задерживают разные звуки, из которых возникают тональность, настроение будущего стихотворения. Вокруг единственного, «все победившего» звука так тихо, что «слышно, как в лесу растет трава».
И наконец поэт «начинает понимать» прозвучавшее в мире слово. Истинно художественное произведение Ахматова всегда воспринимала как «продиктованное» кем-то, «подслушанное» у музыки, природы, Музы.
Подумаешь, тоже работа, —
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
Поэт, 1959
Великая Отечественная война в творчестве Ахматовой А. А