Вертеп как вид кукольного театрального действа
Свое название это произведение получило от греческого слова «вертеп», что в переводе на наш язык означает «пещера». В Библии рассказывается, что Богоматерь Мария родила Сына Иисуса в пещере, в которой пастухи во время ненастья держали скот. Вертеп по своему смыслу — это украинское оригинальное произведение, подобное которому не знала Западная Европа.
Это своеобразная форма давнего украинского народного театра, но одновременно — театра кукольного.
История возникновения и развития вертепа. Вертепная драма возникла в
Опопуляризовали его странствующие дьяки, пиворезы.
Из некоторых источников известно, что уже во времена Киевской Руси скоморохи показывали «игры, глаголаемыя куклы», тем не менее, наукой не установлено, что это был вертеп. Документально достоверные сведения о его существовании в Украине относятся к середине ХVII ст., но тексты вертепных пьес, которые дошли к нам, написаны во второй половине ХVIII ст.
С помощью чего проводился
Скрытый за сундучком вертепник двигал по этим щелям, иссеченным из дерева, соответственно роли одетых кукол на проводах. Из дерева были сделанные и разрисованные коза, свинья, кляча и т. п. Стоя за вертепным сундучком, сам вертепник или его помощники, меняя голос, говорили монологи и реплики действующих лиц, пели за них и играли на каком-то инструменте.
Строение вертепного спектакля. Вертепная драма состояла из двух частей:
— религиозной, которая происходила в верхнем этаже вертепа, который представлял собой Вифлееем, где чередовались сцены рождения Христа, поклонов пастухов, вспышек гнева и злости Ирода, его смерти;
— интермедийной с национально-бытовой закваской, в ней выступали фигуры из народной жизни: казак, поляк, жид, цыган, литвин с основными, характерными признаками своего характера.
Демонстрация вертепа. На верхнем ярусе происходил спектакль первой части вертепного произведения, по смыслу тождественной со школьной рождественской драмой. Общие в них и действующие лица: Богоматерь, Иосиф, ангелы, цари-волхвы, пастухи, царь, Ирод, воины и др. На нижнем ярусе разыгрывались сценки из тогдашнего народного быта, созданные по образцу интермедии.
Здесь выступают те же персонажи: запорожец, солдат, польские шляхтичи, крестьяне, евреи, цыгане и т. п. Действующие лица вертепного спектакля были одеты в национальные костюмы. Говорили персонажи своим родным языком, пели песни и выполняли танцы своего народа, вели себя согласно собственному общественному положению и национальному характеру.
Чем отличалась школьная драма от вертепной?
Если текст школьной драмы, написанный кем-то из тогдашних авторов, оставался неизменяемым, то вертепная драма упроченного текста не имела: каждый вертепник вносил в заимствованную пьесу разные изменения на свой вкус и усмотрение. К нам дошло несколько вариантов, самые известные из которых — сокиринский, славутинский, батуринский, хорольский. В первой части вертепной драмы было 13-17 действий, во второй — 28-31. Весь спектакль продолжался иногда до трех часов.
В отличие от школьной драмы, интермедии которой разыгрывались между действиями серьезной пьесы на том же театральном кону, бытовые сцены вертепа выставлялись после окончания духовной части в другом месте — на первом ярусе сундучка. Роли в школьной драме выполнялись людьми, в вертепной — куклами.
Значение вертепа.
На основе вертепа, юмористических интермедий и комических народных сценок, сатирических стихотворных диалогов позднее, уже в ХIХ ст., развилась в украинской литературе комедия.
Вертеп как вид кукольного театрального действа