Владимир Винниченко — мастер психологического анализа
Выдающийся украинский писатель В. К. Винниченко начал художественное творчество в эпоху социальных бур и потрясений — в начале ХХ столетия. В литературе того времени тоже шли активные поиски нового пути к художественному осмыслению действительности. Реализм уже не удовлетворял требовательного читателя. «…Импрессионизм, примитивизм, натурализм, черт-бес, все, что может лучше всего подать человека, давайте все сюда!» — устами своего героя Олафа Стефенсона заявляет В. Винниченко.
И в самом деле, признака всех этих стилей имеющиеся
В. Винниченко в некоторых своих рассказах изображает толпа как более или менее организованную массу. Поэтому автор
В каждом традиционном средстве изображения В. Винниченко подчеркивает психологические моменты. Так, в портрете земского начальника Самоцвета выделяются такие детали — это «приземистый чоловяга», у него «рыхлые, в наплывах руки»; когда неожиданно получил от Никифора обвинение в разбое, «сидит… неподвижно, смотря куда-то перед себя налитыми кровью глазами и тяжело сопит». Автор показывает не которым есть герой, а что он ощущает и чему, т. е. подает «портрет души» героя или готовит к восприятию и оценке его другими героями, читателем. Явтух из рассказа «Солдатики!!» имеет «твердый, ясный взгляд», » твердо-спокойный голос», лицо » остро-спокойное и твердое», что свидетельствует о большой вере крестьянина-предводителя в справедливость своих убеждений и действий — и дает право на лидерство. Поведение Самоцвета выказывает психологию человека, который имеет неограниченную власть, хотя и понимает мелочность этого.
Михаил Денисович самодовольный, склонен к поучению. Он — противник всего нового, принуждает крестьян работать за бесценок, не используя жатки, совершает самосуд. Любая непокорность вызывает у него бешеную злость.
Автор, хотя и показывает, что физическая сила в данном случае победила, все же дает надежду читателям на быстрые изменения: уже сказано слово наперекор земскому начальнику, уже увидели крестьяне в его глазах испуг, ощутили проблески веры в собственную силу.
Рассказ В. Винниченко интересен не столько неожиданным развитием действия и окончанием, сюжетными перипетиями, сколько углублением в закоулки человеческой души, доискиванием причин тех или других поступков, объяснением их из психологической точки зрения. И в этом писатель проявил себя большим мастером, ведь почти через столетие читаются его произведения с неослабевающим интересом.
«Салдатики!!» Замуштрованные, покорные исполнители приказов командиров и самого царя, а все же родные, свои, выходце из крестьян, рабочих, бедняцкие, вдовьи сыны. Именно к ним с воплем души обращается Явтух, предводитель сельской общины, герой рассказа В. Винниченко «Салдатики!!» І именно такое название избирает автор для своего произведения. Прожив всю жизнь честно, по законам христианской морали, не сделав никому злая, Явтух не понимает, как можно стрелять в невинных, доказанных нуждой и голодом к отчаянию людей.
И считает, что в подобных случаях в других селах солдаты «стреляли, так как не знали правды, а будут знать — не будут стрелять». Как не удивительно, но этот довольно наивный расчет крестьянина срабатывает, хотя платить ему пришлось за него высочайшей ценой — собственным жизням: «Явтух правду сказал: салдати не стреляли. Мирно и грустно поболтав с крестьянами, они тихо тронули назад, неся за собой тело вбитого начальника.
А во вторую сторону возвращались крестьяне со вторым мертвым начальником — Явтухом».
Итак, произошла неслыханная вещь. Солдаты не только не выполнили приказ офицера стрелять у людей, а и не стали наказывать за смерть своего командира. Только «мирно и грустно» поболтали, согласившись, наверное, что вокруг засела неправда, которую нужно уничтожить, а не помогать ей.
Ведь крестьяне «ходили в господина Партнера в экономию на работу за 10 коп. в день, …ели в неделю раз какое-то варево из самой воды трех картоплинок мужчин на пять, прятали мертвых десятками на день…» Господа же только «едят и пьют» за них и не выполняют заповедей Святого Письма, где сказано: «В поту лица ешь хлеб». Мужики же помогают им неправду создавать, за это и мучаются. Убедительные слова Явтуха повели людей к господским амбарам забирать ими же выращенное зерно, вывели за село встречать карателей. Крестьяне хотели услышать оправдание их действиям — и они услышали их из уст своего лидера, да еще и подкрепленные словами Библии. Они поверили, согласились со словами прокламаций, которые «тот имеет право на землю, кто делает на ней».
И это было новым шагом в развитии общественной жизни, сдвигом в крестьянском сознании: они — сила, за ними — правда и Бог Слово.
И враг еще сильный. Хотя «он… спрятался в покое и тихо сел на какой-либо стул, ничего, не слыша», однако быстро поехал вызвать войско. Сильная у господ и машина подавления — армия.
В соседнем селе убили трех мужиков, с намерением подвергнуть наказанию бунтовщиков пришли и к этому села. Только благодаря проникновенному слову не состоялось большое кровопролитие. Наверное, после того, что произошло и солдаты, и крестьяне уже не будут такими, как были.
Зерна сомнения в правильности своей жизни и надежды на лучше уже посеяны. Вот только какие ступеньки они дадут?
В. Винниченко дал своему произведению подзаголовок: «Рисунок из крестьянских разрух». Действительно, разруха. Так как разве это нормально, когда стреляют один в одного брать, граждане одной страны? Когда отчаяние ведет людей на грабеж и когда утешают:
«Молчи лучше!.. И без твоего плача… здесь… горько… Будут стрелять, то и будут стрелять… Однако из голода издохшая… — Детки же у меня… — И деток постреляли бы…»
Писатель мастерски вскрывает психологию толпы, его отношения с личностью. Лидером становится тот, кто наиболее уверен, целенаправленный, кто верит в свою правоту. На него же падает и наибольший груз ответственности.
Он стоил жизни!!!
Итак, по моему мнению, Владимир Винниченко в рассказе » Солдатики!!» изобразил сдвиг в сознании тогдашних крестьян: от «кротости и боязливого подлизывания» — к осознанию своего человеческого достоинства.
Владимир Винниченко — мастер психологического анализа