Владимир Винниченко — мастер психологического анализа

Выдающийся украинский писатель В. К. Винниченко начал художественное творчество в эпоху социальных бур и потрясений — в начале ХХ столетия. В литературе того времени тоже шли активные поиски нового пути к художественному осмыслению действительности. Реализм уже не удовлетворял требовательного читателя. «…Импрессионизм, примитивизм, натурализм, черт-бес, все, что может лучше всего подать человека, давайте все сюда!» — устами своего героя Олафа Стефенсона заявляет В. Винниченко.

И в самом деле, признака всех этих стилей имеющиеся

в произведениях писателя, а главнейшая из них, — психологизм. Автор старается проникнуть в глубочайшие закоулки человеческой души, показать сложность и неоднозначность характеров, причины поступков. В произведениях, посвященных социальному сдвигом в сознании крестьянства, накануне первой русской революции 1905 года, В. Винниченко исследует психологию толпы. Приверженцы традиционного романтизма показывали толпу как однородную серую массу, как фон, на котором действует герой произведения.

В. Винниченко в некоторых своих рассказах изображает толпа как более или менее организованную массу. Поэтому автор

больше внимания уделяет раскрытию психологии лидерства, взаимоотношений личности и массы и другим аспектам поведения как коллектива, так и отдельных людей.

В каждом традиционном средстве изображения В. Винниченко подчеркивает психологические моменты. Так, в портрете земского начальника Самоцвета выделяются такие детали — это «приземистый чоловяга», у него «рыхлые, в наплывах руки»; когда неожиданно получил от Никифора обвинение в разбое, «сидит… неподвижно, смотря куда-то перед себя налитыми кровью глазами и тяжело сопит». Автор показывает не которым есть герой, а что он ощущает и чему, т. е. подает «портрет души» героя или готовит к восприятию и оценке его другими героями, читателем. Явтух из рассказа «Солдатики!!» имеет «твердый, ясный взгляд», » твердо-спокойный голос», лицо » остро-спокойное и твердое», что свидетельствует о большой вере крестьянина-предводителя в справедливость своих убеждений и действий — и дает право на лидерство. Поведение Самоцвета выказывает психологию человека, который имеет неограниченную власть, хотя и понимает мелочность этого.

Михаил Денисович самодовольный, склонен к поучению. Он — противник всего нового, принуждает крестьян работать за бесценок, не используя жатки, совершает самосуд. Любая непокорность вызывает у него бешеную злость.

Автор, хотя и показывает, что физическая сила в данном случае победила, все же дает надежду читателям на быстрые изменения: уже сказано слово наперекор земскому начальнику, уже увидели крестьяне в его глазах испуг, ощутили проблески веры в собственную силу.

Рассказ В. Винниченко интересен не столько неожиданным развитием действия и окончанием, сюжетными перипетиями, сколько углублением в закоулки человеческой души, доискиванием причин тех или других поступков, объяснением их из психологической точки зрения. И в этом писатель проявил себя большим мастером, ведь почти через столетие читаются его произведения с неослабевающим интересом.

«Салдатики!!» Замуштрованные, покорные исполнители приказов командиров и самого царя, а все же родные, свои, выходце из крестьян, рабочих, бедняцкие, вдовьи сыны. Именно к ним с воплем души обращается Явтух, предводитель сельской общины, герой рассказа В. Винниченко «Салдатики!!» І именно такое название избирает автор для своего произведения. Прожив всю жизнь честно, по законам христианской морали, не сделав никому злая, Явтух не понимает, как можно стрелять в невинных, доказанных нуждой и голодом к отчаянию людей.

И считает, что в подобных случаях в других селах солдаты «стреляли, так как не знали правды, а будут знать — не будут стрелять». Как не удивительно, но этот довольно наивный расчет крестьянина срабатывает, хотя платить ему пришлось за него высочайшей ценой — собственным жизням: «Явтух правду сказал: салдати не стреляли. Мирно и грустно поболтав с крестьянами, они тихо тронули назад, неся за собой тело вбитого начальника.

А во вторую сторону возвращались крестьяне со вторым мертвым начальником — Явтухом».

Итак, произошла неслыханная вещь. Солдаты не только не выполнили приказ офицера стрелять у людей, а и не стали наказывать за смерть своего командира. Только «мирно и грустно» поболтали, согласившись, наверное, что вокруг засела неправда, которую нужно уничтожить, а не помогать ей.

Ведь крестьяне «ходили в господина Партнера в экономию на работу за 10 коп. в день, …ели в неделю раз какое-то варево из самой воды трех картоплинок мужчин на пять, прятали мертвых десятками на день…» Господа же только «едят и пьют» за них и не выполняют заповедей Святого Письма, где сказано: «В поту лица ешь хлеб». Мужики же помогают им неправду создавать, за это и мучаются. Убедительные слова Явтуха повели людей к господским амбарам забирать ими же выращенное зерно, вывели за село встречать карателей. Крестьяне хотели услышать оправдание их действиям — и они услышали их из уст своего лидера, да еще и подкрепленные словами Библии. Они поверили, согласились со словами прокламаций, которые «тот имеет право на землю, кто делает на ней».

И это было новым шагом в развитии общественной жизни, сдвигом в крестьянском сознании: они — сила, за ними — правда и Бог Слово.

И враг еще сильный. Хотя «он… спрятался в покое и тихо сел на какой-либо стул, ничего, не слыша», однако быстро поехал вызвать войско. Сильная у господ и машина подавления — армия.

В соседнем селе убили трех мужиков, с намерением подвергнуть наказанию бунтовщиков пришли и к этому села. Только благодаря проникновенному слову не состоялось большое кровопролитие. Наверное, после того, что произошло и солдаты, и крестьяне уже не будут такими, как были.

Зерна сомнения в правильности своей жизни и надежды на лучше уже посеяны. Вот только какие ступеньки они дадут?

В. Винниченко дал своему произведению подзаголовок: «Рисунок из крестьянских разрух». Действительно, разруха. Так как разве это нормально, когда стреляют один в одного брать, граждане одной страны? Когда отчаяние ведет людей на грабеж и когда утешают:

«Молчи лучше!.. И без твоего плача… здесь… горько… Будут стрелять, то и будут стрелять… Однако из голода издохшая… — Детки же у меня… — И деток постреляли бы…»

Писатель мастерски вскрывает психологию толпы, его отношения с личностью. Лидером становится тот, кто наиболее уверен, целенаправленный, кто верит в свою правоту. На него же падает и наибольший груз ответственности.

Он стоил жизни!!!

Итак, по моему мнению, Владимир Винниченко в рассказе » Солдатики!!» изобразил сдвиг в сознании тогдашних крестьян: от «кротости и боязливого подлизывания» — к осознанию своего человеческого достоинства.




Владимир Винниченко — мастер психологического анализа