Внешнее оформление сказки «Приключения Сидуана и Медерика» Золя
Как Вольтер к своему Эльдорадо и Свифт к стране благородных гуингмов, Золя к «царству счастливых» относится скептически. Принципы «идеального» общества неясны самому рассказчику. Золя подчеркивает только, что там нет ни маленьких, ни великих, ни богатых, ни бедных. Единственная цель общественного строя — спокойствие, благоденствие, независимость граждан.
Зато он очень ядовито высмеивает здесь общественную организацию, созданную в духе идей Прудона или утопии, близкой к ним. То, что королева «царства счастливых» решает
Глава XV дает саркастическое описание жизни «образцовой школы» и результатов ее воспитания: «Три месяца ласки, взаимных поучений и режима воздержания довели бедных животных до истощения. Плешивые, покрытые коростой львы, походили на огромных, бездомных кошек, волки бродили с опущенной головой, более
Все эти несчастные создания дрожали от голода и холода, перестав быть тем, чем создал их бог, но ставши за то совершенно цивилизованными» . Перессорившись из-за методов совершенствования, ибо «сколько животных, столько и мнений», звери перегрызли друг друга, и вскоре осталось только несколько самых крупных, которые проглотили остальных.
Золя не скрывает, что, развенчивая «образцовую школу», он смеется над теми теориями своего времени, которые «сулят совершенство и братство всем существам разных привычек и наклонностей»: «Ах, дорогие мои, ваш новый свет, та же тьма. Как и вчера, великая тайна ускользает от нас». Тем не менее, он не отбрасывает веры в прогресс и посвящает свою повесть «человечеству». Вывод Золя напоминает концовку вольтеровского «Кандида»: отрекитесь от мудрствований: залог счастья — в любви и скромном труде.
Сидуан берет в руки заступ, Медерик целует прекрасную Примаверу — в этом финале мораль повести.
Повесть о «Приключениях большого Сидуана и маленького Медерика» — лучшая в сборнике. Ее мотивы в трагическом аспекте повторяют другие «сказки». Проклятье войне и царям, призыв к мирному труду хлебопашца — тема новеллы «Кровь».
Четыре товарища в ночь после боя видят ужасные символические сны, реки крови, грозящие их поглотить, и приходят к решению — оставить жестокое ремесло солдата и уйти туда, «где плуги нуждаются в рабочей руке».
Галлюцинаторная атмосфера «сказки», колебания авторской мысли между осуждением «злой воли царей», толкающих народы к взаимному истреблению, и признанием неизбежности войн в цепи биологического закона борьбы за существование — усложняют восприятие этой вещи, но не лишают ее антимилитаристского пафоса.
Социально-психологический этюд «Та, что любит меня» резко выделяется среди других «сказок» Золя своеобразием темы и ее трактовки, которые, конечно, могли бы вызвать недоумение и неудовольствие читателей консервативного еженедельника. Не случайно он не был принят «Фигаро».
Бродячие артисты, секреты их ремесла и своеобразие нравов привлекли внимание многих современных Золя писателей. Уже романтик-гуманист Гюго наделил благороднейшим сердцем и трагической тайной шута Трибюле, сделал героями своих романов уличную плясунью Эсмеральду и балаганного актера Гуинплена. «Деклассированные персонажи» удовлетворяли демократические симпатии автора и, кроме того, помогали насытить произведение сюжетной и психологической оригинальностью, добиться романтической силы страстей и стилевых эффектов.
Внешнее оформление сказки «Приключения Сидуана и Медерика» Золя