Военная тема в творчестве Константина Михайловича Си­монова

Военная тема в творчестве Константина Михайловича Си­монова появилась до начала Великой Отечественной, начиная с событий в Испании и на Халхин-Голе. Уже в 1941 году в театре им. Ленинского комсомола состоялась премьера спектакля «Парень из нашего города»;, поставленного по одноименной пьесе Симонова.

Это не была еще сама война, хотя в ней ощущалось предчувствие грядущих боев.

В годы Великой Отечественной войны Симонов был военным корреспондентом и побывал почти на всех фронтах. Поэт П. Антокольский вспоминал: «Когда говоришь о

Симонове, война вспоминается прежде всего»;. Широкую известность и любовь чита­телей принесли Симонову стихотворения: «Жди меня, и я вер­нусь…»;, «Родина»;, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»;, «Родина»;, «Майор привез мальчишку на лафете»; и др. Писатель первым создал повесть о Сталинградской битве «Дни и ночи»; . Книга была посвящена героической защите Сталин­града.

Многие персонажи этого произведения имели реальных про­тотипов.

В 50-60 годы Симонов работает над трилогией «Живые и мерт­вые»;, посвященной трем этапам Великой Отечественной войны. «Мне интересно,- говорил

автор,- писать роман не о событии.

Меня привлекают события, существенные для жизни многих лю­дей, шире говоря — народы и страны, события, касающиеся всех персонажей и так или иначе определяющие их судьбы»;. Симонов, по словам исследователей, стал одним из зачинателей новой разно­видности — эпического романа-хроники.

В 1959 году вышел роман «Живые и мертвые»;. Центром повест­вования является судьба корреспондента армейской газеты Ивана Синцова в первый период войны. Автор рассказывает о разных эпи­зодах, в которых изображены многочисленные персонажи, которые сливаются в один монументальный образ народа. Отступление в первые недели войны заставляет задумать­ся Синцова и других персонажей романа о причинах трагедии со­рок первого года.

Один из героев романа Серпилин спрашивает ге­нерала из Генштаба: «; Скажи: как вышло, что и мы не знали? А если знали, то почему не доложили? А если он не слушал, почему не настаивали?»; Однако ответа в романе нет.

Второй роман трилогии «Солдатами не рождаются»; тесно связан с событиями, рассказанными в первой части. Действие в ро­мане начинается в новогоднюю ночь, а заканчивается в февраль­ские дни 1943 года. Эти хронологические рамки охватывают собы­тия Сталинградской битвы. Писатель показал хронику событий фронтовых будней, ужасы фашистских лагерей, героизм в тылу ра­бочих ташкентского завода, страницы подпольной борьбы.

Герои трилогии: Синцов, Серпилин, Таня Овсянникова и другие — про­шли тяжелые испытания, проверку на человечность.

Завершает трилогию роман «Последнее лето»; , посвящен­ный боям за освобождение Белоруссии. Центральной фигурой второй и третьей книги является образ генерала Серпилина. В «Последнем лете»; Серпилин ведет в бой сто тысяч человек и успешно решает задачи огромной стратегической сложности. Он заботится о простых солдатах, стремится избежать лишних потерь.

Серпилин верит, что «Родина может требовать от своих сыновей подвига, а не бессмысленной смерти»;.

Трилогия «Живые и мертвые»; обозначила новый поворот в лите­ратуре социалистического реализма, указав на глубокий драма­тизм отношений между народом, личностью и историческим про­цессом. Хотя в целом творчество Симонова было в полном согласии с идеологией социализма.




Военная тема в творчестве Константина Михайловича Си­монова