Военная тема в творчестве Василий Семенович Гроссма
В годы Великой Отечественной войны Василий Семенович Гроссман был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда»;. В эти годы писатель публикует очерки, рассказы и первое крупное произведение о войне — повесть «Народ бессмертен»;. Опыт войны вылился у Гроссмана в крупную дилогию: первым был роман «За правое дело»;, законченный в 1949 году и опубликованный в 1953, второй роман «Жизнь и судьба»; шел до читателя около тридцати лет.
Роман «За правое дело»; подвергся серьезной цензуре: автор несколько раз дорабатывал
Второй роман «Жизнь и судьба»; был арестован по доносу КГБ, объявлен антисоветским из-за прямоты авторских суждений о войне и характере советского общества. И только в 1988 году роман появился в сокращенном журнальном варианте. Известный критик Аннинский заметил, что Гроссман «ушел вперед. Мы только теперь созрели, чтобы обнародовать, понять и принять правду этой книги. Поэтому роман и не кажется устаревшим.
Он и сегодня выходит вовремя»;.
В романе-эпопее автор рассказывает об огромном количестве
Писатель ставит в произведении глобальные вопросы современности: жизнь и судьба, свобода и насилие, законы войны и жизни народа. Центральный конфликт определен им как «спор между победившим народом и победившим государством»;, «соотношение тяжести хрупкого человеческого тела и колоссального государства…»;. Гроссман впервые стал исследовать разрушительное воздействие истории на отдельную личность и на народ в целом, впервые поставил вопрос об ответственности народа за соучастие в исторических преступлениях.
В романе также исследуется сущность истинной свободы: «Жизнь — это свобода, и умирание есть постепенное уничтожение свободы… Счастьем, свободой, высшим смыслом жизнь становится лишь тогда, когда человек существует как мир, никогда никем неповторимый в бесконечности времени»;. Писатель не случайно назвал свое произведение «Жизнь и судьба»;. Жизнь, по мнению автора, — символ свободы, неповторимости, индивидуальности человека.
Судьба выступает в романе как символ необходимости, силы, стоящей над человеком. Такой силой в романе является тоталитарное государство, неограниченная власть диктатора. Гроссман первым заговорил о близости двух тоталитарных режимов: нацизма и сталинизма.
Военная тема в творчестве Василий Семенович Гроссма