«ВОЙНА РАЗРУШАЕТ НАШИ ДУШИ»

Первая мировая война стала первой мировой трагедией XX столетия, она не только забрала жизнь миллионов людей, а десятки миллионов оставила калеками. Трагедия ее заключалась и в том, что она разрушила души целого поколения. Прогрессивные писатели первыми ощутили, какие моральные следствия имеет война. В творчестве Эриха Марии Ремарк, Эрнеста Хемингуэя изображаются герои, которые прошли войну и вышли из нее физически не поврежденными, но на всю жизнь война остается в их душе.

Ремарк и Хемингуэй были непосредственными участниками военных

событий и во время войны были по разные стороны фронта, но в героях, которых они изображают, много общих черт. Наверно, это потому, что их личности сформировались под влиянием войны, ее ужасов.

Герои романа немецкого писателя Эриха Марии Ремарка «Три товарища» идут на войну просто со школы восемнадцатилетними юношами. Пять лет войны, пять лет страданий, смерть товарищей — вот весь их жизненный опыт, с которым они поворачиваются к мирной жизни. По словам главного героя Робби, они возвратили с ненавистью ко всему, что определило их прошлое, и готовые были бороться против лицемерия общества, эгоизма, корыстолюбия.

И

прошло несколько лет, и кое-кто из бывших воинов приспособился в новых условиях и забыл ужасы войны, а те, кто не смог сделать этого, были обречены на одинокость, они утратили веру во всех человеческих ценностях. Три герои романа олицетворяют собой три наиболее сильных увлечения мужчин: Ленц — политика, Кестер — дело, Робби — любовь. И ни одному из героев не удается достичь своей цели, и, как показывает автор, причина в том, что они вместе пережили войну и не могут предать своего прошлого. Ленц понимает, к каким ужасным следствиям могут привести фашистские организации, которые набирали силу.

Он принимает участие в политической борьбе против фашизма и гибнет. Робби находит любовь, о которой мечтал вся жизнь и которое не надеялся уже пережить, и его любимая тяжело больная на туберкулез, так как в годы войны она голодала. Смерть Патриции разрушает последние надежды Робби и его товарища Отто Кестера, который продает свою гоночную машину, чтобы заплатить за лечение Патриции.

Герои Ремарка — мужественные, сильные люди, которые не хотят потерять память о пережитом на войне и остаются навсегда верными военному братству. И в новых условиях мирной жизни их добродетели не нужны, они будто лишние в обществе, в котором живут. Не случайно генерация, которую изображает Ремарк, получила название «утраченное поколение». Эту же тему развивает в своих произведениях и американский писатель Хемингуэй.

Уже его первый большой роман «Прощай, оружие» имел ярко выраженный антивоенный пафос. Герой этого романа Фредерик Генри пошел на войну добровольцем, и война уничтожила те иллюзии, которые были присущие молодым американцам. Генри — лейтенант санитарной службы, каждый день он видит их мучения и смерть.

Герой принимает решение добровольно выйти из войны. Он дезертирует из армии, чтобы спасти свою любовь, реббенка, который должен родиться в его нареченной. И автор показывает, что решение Генри забути войну и вообще весь мир ради любви — это тоже иллюзия.

С большими трудностями герои достаются к Швейцарии, нейтральной стране, которая не берет участия во Второй мировой войне, но ее события ощущаются и здесь: нет уже того благосостояния, все, с кем сводит героев судьба, говорят о войне, о своих родственниках, которые от нее пострадали. В финале романа изображает смерть при родах любимой главного героя и их ребенка. Герой остается одиноким, без надежды на будущее.

Его стремление избегнуть войны приводят к опустошению и одинокости. Читателю поняла мысль автора: люди не имеют права быть равнодушными ко всему, что происходит в мире, так как эти события влияют на судьбу каждого человека.

Герои романов — это сильные и мужественные люди, которые верят в дружбу, могут постоять за себя, стремятся любви и свободы, но война опустошает.




«ВОЙНА РАЗРУШАЕТ НАШИ ДУШИ»