Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок?

Великий поэт «серебряного века» Александр Блок считал свою жизнь неразрывно связанной с родиной. По мнению одних критиков, он всем сердцем воспринял и принял революцию в России. По мнению других, людьми того круга, к которому относился А. Блок, все эти со­бытия воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли.

Поэтому блоковская поэма «Две­надцать» многим его современникам показалась не толь­ко неожиданной, но даже кощунственной.

Поэма «Двенадцать» написана в 1918 году. Блок пре­дупреждал, что его поэма

— не политические стихи, а произведение, написанное сердцем. Поэтому нельзя ставить вопрос, как он отнесся к пролетарской революции, говоря в категориях «хорошо» и «плохо». «Эпиграф столетия» — так называют поэму исследователи, пред­лагая различные варианты ее прочтения.

В конце 20-го столетия толкователи пытались прочесть поэму «от про­тивного», доказать, что Блок в нем дал сатиру на рево­люцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако, так ли это?

Поэт живописал апокалипсис старого мира. Дейст­вующие лица нарождающегося нового — символичны. Александр Блок как бы рисует два

пласта — видимый мир и мир духовный.

И если в видимом мире красноар­мейцы с красным стягом никого не боятся и ни во что не верят, то в тонком мире они становятся жертвой.

Ритмика поэмы построена на смене музыкальных ме­лодий: боевой марш и бытовой разговор, старинный ро­манс и частушка. И за всем этим многоголосием, дис­гармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.

По-моему, Блок как настоящий художник нарисовал реальную картину пролетарской революции, честно, бо­лезненно, без фальши. Нельзя все привести к одному зна­менателю! Борьба миров в произведении — это, прежде всего, борьба внутренняя, исповедь пророка, который за­ранее готовил себя к жертвенной гибели.




Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок?