Воспитательный потенциал произведения Мольера » Мещанин-Шляхтич»

Цель: учить определять средства создания комического в произведении и делать обобщения и выводы, определять основную установку классицизма — стремление воспитывать зрителя; повторить сведения по теории литературы; развивать устную связную речь; развивать навыки критического мышления.

Оборудование: на доске — шкала для «Уголков».

Тип урока: развитие связной речи.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

1. Интеллектуальная разминка.

Завершите предложение.

1) Главный герой комедии » Мещанин-Шляхтич» — …

.

2) Господин Журден стремится… .

3) Слуги в комедии — … .

4) Люсиль — это… .

5) Веселая выдумка о сыне турецкого дворянина принадлежит… .

6) Переоделся в турецого вельможу… .

7) Господина Журдена посвятили в несуществующий сан… .

8) На банкет господин Журден пригласил… .

9) Маркиза Доримена влюблена… .

10) В конце комедии намечаются свадьбы… .

2. «Свободное письмо» на тему «Смех».

Пример.

«Смех — всплеск эмоций. Он бывает счастливым, бывает добрым, как солнечный лучик или весенний ветер, ладошка ребенка или поцелуй возлюбленного. Смех может исцелить

от душевной боли или гнетущего одиночества. Но он может также быть злым, «колющим», будто лезвие бритвы или колючки кактуса.

Такой смех, подобно горсти льда, принуждает напрячься и убегать. А так хочется, чтобы он был подобен веселым колокольчикам, а не заупокойным звонам!..».

3. Повторение терминов по теории литературы.

Юмор — вид комического, когда серьезное в жизни изображается шутливо, когда о человеческих недостатках говорится с добродушной улыбкой.

Ирония — средство юмора и сатиры, основанное на скрыто-насмешливом, пренебрежительно-осуждающем изображении человека или явления.

Сатира — художественные произведения разных жанров, в которых резкое изобличение изображаемого объединено с его острым осмеиванием.

Сатирический рассказ — рассказ, в котором резко высмеиваются люди, человеческие недостатки, характеры.

Антитеза — подчеркнутое противопоставление противоположных жизненных явлений, понятий, чувств, характеров.

II. РАбота над темой урока.

1. «Уголки».

Учитель. Просмотрите заполненную дома «Таблицу Элвермана» и определитесь, заслуживает ли господин Журден вашей поддержки. После взвешенного раздумывания пусть каждый из вас сделает пометку на шкале, подготовленной на доске.

Пометка будет определять вашу позицию относительно темы, которая обсуждается.

Да Нет

9876543210123456789

Методический комментарий.

«Уголки». На основе сделанных пометок ученики объединяются в три группы: первая группа состоит из тех, чьи пометки находятся в позиции «Да» от 4 до 9; вторая группа — позиция «Нет» от 4 до 9; третья группа — позиция «середняков» — от 3 в позиции «Да» до 3 в позиции «Нет».

Созданные группы обдумывают подобранные аргументы, выбирают спикера и готовятся к полемике. После выступления спикера оппоненты из других групп задают ему вопросы относительно аргументов, приведенных в защиту позиций; на вопрос может ответить кто-нибудь из группы, которую представляет спикер.

Спикеры формулируют свой ответ по методике «Пресс»: «Мы считаем, что… поскольку… , например, … . Итак…».

2. «Письмо к автору» .

Методический комментарий.

Назначение «писем к автору» — стимулировать диалог между двумя читателями. Сначала каждый записывает два-три вопроса, которые ему хотелось бы поставить автору. Потом эти вопросы он предлагает соседу; тот формулирует ответы, суть которых сжато записывается. После завершения работы в парах вопросы, на которые ответы найдены не были, озвучиваются, и класс отвечает на них.

III. РЕфлексияя

Обобщающие вопросы:

.

Что является доминирующей чертой характера господина Журдена? .

Можем ли мы сказать, что основным объектом сатирического изображения в пьесе является господин Журден? .

Какую цель, по вашему мнению, имеет граф Дорант? Какая роль отведена графом господину Журдену? .

О каких чертах характера Доранта можно говорить? .

Есть ли в комедии порядочные люди? .

Какова тема комедии? .

Какие средства комического автор использовал, чтобы наиболее точно изобразить своих персонажей? .

Что высмеивает и что прославляет Мольер в комедии? .

Какие моральные выводы можно сделать, рассмотрев образ господина Журдена? .

V. ДОмашняя задача.

Повторить изученное; подготовиться к контрольной работе.




Воспитательный потенциал произведения Мольера » Мещанин-Шляхтич»