Возврат к социальной действительности: Мартин Шперр и Франц Ксавер Крец

Во второй половине 60-х годов выросло новое поколение молодых драматургов: М. Шперр, Р. В. Фасбиндер, Ф. К. Крец, а также Г. Рейнхаген — позже к ним примкнули Г. Хенкель и Г. Келлинг — стали обращаться к социальной действительности сельских, мелкобуржуазных и пролетарских слоев. Произведения Шперра, Фасбиндера и прежде всего Креца создавались под влиянием вновь открытых пьес Марии Луизы Фляйсер.

Мартин Шперр в пьесе «Охотничьи сцены из Нижней Баварии» , первой части баварской трилогии, которая ведет от архаичной деревни и мелкобуржуазного

провинциального городка в Мюнхен, обнажил социальные механизмы, определяющие суть повседневных отношений с аутсайдерами. С реалистичной меткостью разоблачает он отношения социальной зависимости в баварской деревне, которые порождают жестокие антигуманные эмоции.

В «Ландсхутских рассказах» Шперр касается больших социальных вопросов: на примере конкурентной борьбы двух баварских строительных подрядчиков показано извращение человеческих отношений, осложненных к тому же еще и фашистской идеологией. В «Мюнхенской свободе» вскрыта взаимосвязь интересов бизнесменов и продажных политиков, с

одной стороны, и судьбы плана оздоровления атмосферы одного города — с другой. В поставленной в 1970 году пьесе «Коралл Майера» Мартин Шперр показывает, что мелкобуржуазная среда — вполне пригодная основа для активизации фашизма, который смог построить свой репрессивный режим на комбинации зависти, приспособленчества и эгоизма, качеств, порожденных экономической структурой капитализма.

Пожалуй, самым продуктивным и популярным автором в Германии в 70-е годы был Франц Ксавер Крец. За восемь лет он написал более двадцати пьес, телеспектаклей, радиопостановок и киносценариев. В ранних пьесах, посвященных зачастую показу деревенских, допролетарских отношений, — «Звериные тропы» , «Надомники» , «Мужское дело» , «Упрямство» , «Двор Шталлера» , «Дорога призраков» , «Дорогой Фриц» — герои отличались своими социальными особенностями.

Драматические коллизии возникали из столкновений кажущейся абсолютной социальной детерминации с попыткой человека защитить хоть частицу своего счастья. При этом диалог, как, например, у Шперра на баварском диалекте, точно отражает социальную, духовную и психологическую ситуацию, то, как живут, работают и думают герои пьесы. Агрессивные имитации действий возникают как следствие социального гнета и указывают на отсутствие представления об альтернативе в сознании героев.

В последующих пьесах — «Верхняя Австрия» , «Звездные талеры» , «Гнездо» — главными героями становятся жители больших городов, действие в них больше не ограничивается только одним местом, как в ранних пьесах, где профессиональные и семейные отношения развиваются в одной комнате. Диалоги и поступки персонажей стали более дифференцированными, не столько обличая тех, кем манипулировали, сколько раскрывая социальные взаимосвязи, во власти которых находятся герои. Кроме того, Крец в своих последних произведениях выводит героев, впервые осознающих свою социальную зависимость.

В пьесах «Город Доломитовых Альп Линц» и «Дитя Мюнхена» использованы драматургические структуры, которые делают возможным введение обобщенных, выходящих за рамки сознания персонажей сцен. В пьесах-монологах «Концерт по заявкам» , «Дальнейшие перспективы» и «Поездка в счастье» Крец показал различные женские судьбы в многослойных монологах, раскрывающих социальное и духовное содержание жизни этих женщин.

Крец совершенно сознательно ставит свой писательский труд во взаимосвязь с социалистическим движением и определяет этим свои размышления о функции, воздействии и структуре своих пьес 52.

Освещение социальной действительности было задачей, которую ставил себе и Райнер Вернер Фасбиндер в своем разностороннем творчестве в области кино и театра; в последние годы Фасбиндер, однако, все больше приспосабливался к требованиям коммерческого искусства. В пьесе «Итальянка» Фасбиндер показывает, как группа молодых рабочих из чувства протеста против социальной зависимости и притеснений совершает нападение на одного греческого рабочего в Германии.

В его наиболее популярной пьесе «Бременская свобода» проблемы эмансипации женщины связаны с детективным сюжетом, причем стремление шокировать публику становится самоцелью. Телевизионная серия «8 часов — еще не день» детально изображает трудовую повседневность молодых рабочих в Германии. Пьесы швейцарского драматурга Генриха Хенкеля, писателей Герхарда Келлинга и Герлинд Рейнсха-ген также принесли на сцену социальные проблемы эксплуатируемых рабочих.

Пьеса Г. Хенкеля «Чистильщики железа» , которую часто ставили и в театрах Западной Германии, показывает монотонность и отчужденность труда на примере двух рабочих.

Г. Келлинг использует документальный материал и действительно происходившие события; так, в пьесе «Работодатель» и в ее продолжении «Столкновение» он показывает, как предприниматели подавляют развитие пролетарского классового сознания.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Возврат к социальной действительности: Мартин Шперр и Франц Ксавер Крец