Времена пересмотра всей работы театров

Негативную значимость в формировании драмы сыграть роль направленность к бесконфликтности, нацеливавшая художников на облегченный подход к решению сложных проблем. Шаблон и заданность диктовали нередко движение интриги: самоуверенный, зазнавшийся руководитель, осознающий свои ошибки к финалу пьесы, непременный подхалим, терпящий вместе со своим начальником крах, и торжествующий положительный герой. Собственно по подобному виду основывались пьесы, определявшие репертуар театра ранних времен.

Постановление ЦК ВКП от 26 августа 1946 г.

«О репертуаре драматических театров и гранях по его совершенствованию» предусматривало пересмотр всей работы театров с целью приближения его к насущным задачам современности. Остро встал вопрос о повышении художественного мастерства создаваемых пьес и их идецной направленности.

Тенденции и веяния, характерные для литературы 40-х годов, коснулись и произведений на историческую тему. Среди многочисленных историко-биографических пьес тогдашняя критика выделила пьесу А. Довженко «Жизнь в цвету» о Мичурине и И. Попова «Семья» , посвященную семье Ульяновых; ею отмечалось, что особенно удачным получился

образ Марии Александровны, матери Ленина. Пьеса эта заняла почетное место в советской драматургической Лениниане.

Драматурги стремятся охватить разные стороны жизни: промышленное производство, положение дел в сельском хозяйстве, современную науку и историческое прошлое страны. Однако «производственная» тематика, понятая, как правило, в узкопрофессиональном аспекте, оттесняет на второй план проблемы моральные и духовные. Анализ социальных противоречий нередко подменяется иллюстрацией определенного тезиса с патетическими монологами и непременным благополучным финалом. Жизненные трудности в пьесах трансформируются в видимость конфликтов, порой преувеличенных или надуманных.

Серьезные просчеты драматургов стали предметом дискуссий и критики на страницах печати. Тон задала статейка «Правды» «Преодолеть отставание драматургии», в которой отмечалось отрицательное влияние «теории бесконфликтности» на состояние дел в театральном искусстве.




Времена пересмотра всей работы театров