«Вся Россия наш сад!» — по пьесе Чехова «Вишневый сад»
План
Вишневый сад как образ Родины в пьесе Герои и их вишневый сад Отражение истории России на страницах «Вишневого сада»
Вишневый сад как образ Родины в пьесе
Свое последнее произведение А. П. Чехов писал в самом начале ХХ века, когда над страной нависло ощущение грядущих перемен. Многие литературные деятели пытались осмыслить происходящее, проанализировать, что остается в прошлом и предугадать будущее. Антон Павлович не стал исключением, и итогом этих размышлений о судьбе Родины и русского народа стала фраза из пьесы «Вишневый
На начальном этапе работы над новой пьесой Чехов говорил о ее названии. Особый акцент он делал на использовании буквы «е» в слове «вишневый». Ведь «вишневый» сад — это сад, предназначенный для получения прибыли, а «вишневый» — воплощение домашнего уюта, привычного размеренного быта, предназначенный для получения эстетического удовольствия, тем самым указывая на его символичность в пьесе. Драматург показал не сам старый вишневый сад в его бытовом назначении, а отношение к нему героев. Он соотнес их с чувствами
Таким образом, тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишневый сад» заняла одно из главных мест, а герои стали яркими представителями своего времени.
Герои и их вишневый сад
Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.
Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам. А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий.
Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них — это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса — пошлость.
Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем. Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.
Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?
Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости. Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней.
Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.
Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.
Новая эпоха рождает новых персонажей, таким стал Лопахин. Купец, но он уже не тот купец, который живет продажей товаров. Он в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать, умеет ценить красоту и культуру уходящего времени. И, пожалуй, он единственный, кто искренне восхищается старым садом.
Для него сад это не только масса деревьев, но и земля. Таким образом, даже уничтожение сада — это возможность дать новую жизнь ему. Это понимает и Петя, ставший представителем будущего, для которого сад — это символ рабовладения, и он даже призывает к его уничтожению. Но если Лопахину все-таки жаль сад, то у Трофимова по этому поводу ни малейших сожалений, хотя именно ему принадлежит фраза философская фраза «Вся Россия — наш сад»
Отражение истории России на страницах «Вишневого сада»
Если рассматривать всех героев с точки зрения исторических процессов, то становиться понятны социальные изменения в стране. После отмены крепостного права все общество разделилось на две группы: сторонники и противники, причем они были во всех слоях общества. А самых социальных слоев было не так уж и много. Дворяне, кто-то беднее, кто-то богаче, как правило, они занимались умственным трудом, и все высокие посты были заняты именно этим сословием. Крестьяне до отмены крепостного права делились на крепостных и свободных.
Свободными они становились, выкупив себя, или хозяева их освобождали по доброй воле. Свободные крестьяне, как правило, были очень трудолюбивы, и благодаря этому качеству могли выбиться в интеллигенцию. Лопхин именно из такой семьи.
Дворяне, не занимающиеся государственной или иной службой, после отмены крепостничества, очень быстро разорялись, что и произошло с Раневской и Гаевым. И пути выживания были различными, что, в прочем, в пьесе показано, а их детям приходилось уже самим выбирать себе дорогу, что и продемонстрировала Аня. Все эти изменения и отношения между социальными слоями очень ярко показаны, заставляя думать о них.
Продажа сада и последовавший за этим разъезд ее обитателей в разные стороны весьма символичен. Именно в начале ХХ века началось разрушение «дворянских гнезд», разрушение родственных связей, приведших к длительной гражданской войне через 15-16 лет. Возможно, Антон Павлович предчувствовал это, создав героев, не способных слышать друг друга.
Будущее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» показано очень туманно и неопределенно. А самой оптимистичной фразой становится: «Мы насадим новый сад». Вот только персонажей, способных на это, по мнению самого автора, в пьесе нет.
Отражение Россия в пьесе Чехова и описание ее роли могут пригодится 10 классам при подготовке материалов для сочинения на тему «Вся Россия наш сад!».
«Вся Россия наш сад!» — по пьесе Чехова «Вишневый сад»