Вхожу я в темные храмы
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Историко-биографический материалИстория создания и дата написания стихотворения
Стихотворение
Поводом для создания стихотворения стала встреча в Исаакиевском соборе А. Блока с Л. Д. Менделеевой.
Лирический сюжет
Перед лирическим героем появляется образ, который сравним лишь с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». В стихотворении с помощью цветовых, звуковых и ассоциативных символов таинственно и неопределенно возникает перед нами образ Прекрасной Дамы лирического Героя.
Все слова и строфы полны особой значительности: «О, я привык к этим ризам», «О, святая…» —
Композиция стихотворения
В первом четверостишии мы видим лирического героя, который живет в ожидании любви. Точнее, эта любовь всегда жила в нем и не находила выхода, но он знал, что есть на свете та, которой предназначалась его любовь.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Из дальнейшего развития сюжета мы узнаем, что любимая для него — нечто неземное, эфемерное:
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о ней.
Но потом в этом образе появляется величественность, недостижимость: она становится «Величавой Вечной Женой». Прописные буквы придают этому выражению еще большую торжественность. Я думаю, можно сказать, что обстановка храма обостряет чувства героя: темнота, холод заставляют человека чувствовать себя одиноким, но появление любимой освещает все вокруг и заставляет его сердце трепетать от восторга.
Преобладающее настроение, его изменение
Особенная в стихотворении и эмоциональная тональность: сначала лирический герой спокоен, потом появляется страх, далее он испытывает восторг, который передается через риторическое восклицание, а затем — полное умиротворение, он обрел ту, которую искал.
Основные образы
Практически во всех «Стихах о Прекрасной Даме» мы встретим образ-символ женственности и красоты. Не является исключением и стихотворение «О легендах, о сказках, о мигах…». В нем так же, как и в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» герой верит в вечную любовь и ищет ее. А образ любимой — загадочный и неземной:
И не знаю — в очах у Прекрасной
Сокровенный огонь, или лед.
Концовка тоже похожа на конец стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»: поэт верит своему чувству, посвящает всю жизнь служению любимой.
«Мерцание красных лампад» не позволяет нам четко увидеть образ Прекрасной Дамы. Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Ее и уважения не нужны слова. Герой понимает Ее душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя «Величавой Вечной Женой».
Церковная лексика ставит образ Прекрасной Дамы наравне с божеством. Их встречи происходят в храме, а храм — некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм — архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством. Создается атмосфера, соответствующая предвкушению контакта с божеством.
Перед нами появляется образ Богоматери, как воплощение гармонии мира, который наполняет душу героя благоговением и покоем.
Он — влюбленный, самоотверженный, находящийся под впечатлением прекрасного человек. Она — есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озаренный, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…» Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.
Цветовая палитра состоит из темных оттенков красного, которые несут в себе жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной ; желтого и золотого цветов, несущих тепло, устремленное к человеку, и особую ценность окружающего бытия. Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя. Все происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл темным покрывалом для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира.
Лексика стихотворения
Интонация торжественно-молитвенная, герой жаждет и умоляет о встрече, он весь дрожит и трепещет в ее ожидании. Он ждет чего-то чудесного, величественного и полностью преклоняется перед этим чудом.
Поэтический синтаксис
Здесь использована метафора: герой входит в мир любви, почитания женской красоты, загадочности; через слово «темные» передается глубина, заветность этого чувства.
«Бедный обряд» — становление поэта как личности и как мужчины.
Звукопись
В стихотворении используется звукопись. Аллитерация помогает передать таинственность, поэт как бы полушепотом рассказывает о самых сокровенных мыслях. Ассонанс придает стихотворению торжественность, напоминая звон колоколов.
Также использована инверсия, выделяющая глаголы, которым в стихотворении отводится особая роль: перечисление действий героя передает напряжение, которое испытывает поэт.
1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг. Тона светлые, мерцающие.
2 строфа: звуки «а», «о», «и» — стеснение, страх, темнота. Свет убывает. Картина неясна.
3 строфа: Темнота уходит, но свет поступает медленно. Картина неясна.
4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.
Эмоции вызванные при прочтении
Увидеть и понять любовь дано не каждому, а только особенному, исключительному человеку.
По-моему, А. Блок — это исключение: он понимал всю прелесть чувства любви, его неуловимость, легкость и, в то же время, его глубину.
Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения «Вхожу я в темные храмы», просьба поделиться ею с другими. Историко-биографический материал Место стихотворения в творчестве поэта Главная тема стихотворения Лирический сюжет Проблема стихотворения Композиция стихотворения Лирический герой Преобладающее настроение, его изменение Жанр Строфа Основные образы Лексика стихотворения Поэтический синтаксис Изобразительные средства иносказания Звукопись Размер Ритм и рифма. Способы рифмовки Эмоции вызванные при прочтении
Вхожу я в темные храмы