Взгляды на воспитание и обучение украинских писателей

Г. Сковорода, «Алфавит, или Букварь мира», «Басни Харьковские». Не только в этих произведениях автор высказывает свои взгляды на воспитание, обучение и т. п., отмечая, что именно следует воспитывать в ребенке да и в себе. А в трактате «Признательный Еродий» Сковорода писал: «Всякое дело имеет успех, когда природа оказывает содействие». Итак, не следует противиться естественным способностям ребенка, но следует именно их развивать.

А в баснях и лирике поэт и философ в разных формах показывает, каким нужно или не нужно быть человеку.

Т.

Шевченко, «И мертвым, и живым, и народившимся землякам моим…» В этом послании поэт подает свою модель воспитания молодого человека и завещает: «И чужого учите, и своего не сторонитесь». В поэмах «Екатерина», «Наймичка», «Лилея» и других поэт прямо советует: «Любитесь, чернобровые, и не с москалями», «А кто дочерей имеет, пусть учит», имея во внимании моральные законы общества.

Марко Вовчок, «Институтка». В повести представлены яркий портрет панночки, которой не помогло стать воспитанным человеком даже и недешевое обучение в институте благородных девиц: она не только

вела себя жестоко с крепостными, но и с родной бабушкой, которая так много сделала для нее, которая так любила ее, что разрешала ей все.

Леся Украинка в многочисленных поэзиях рассказала о том, как человек должен воспитывать себя сам, одолевая боль, немощь, отчаяние. Ярчайший учитывая тему воспитания есть стих «Contra spem srerro!», который для многих стал вдохновением: «Так! Я буду сквозь слезы смеяться, среди бедствия петь песни, без надежды таки надеяться, Буду жить! Прочь думы грусни»

Г. Коцюбинский «Тени забытых предков». Повесть изображает обычаи гуцул, их образ жизни от самого детства, показывая, как происходило народное воспитание — в работе. Они сызмала приучали детей посильно работать, понимать мир людей и природы через грань.

У. Самчук. В романе «Мария» изображено, как родители мучаются из-за плохого сына Максима и переживают за других детей. Итак в одной семье дети могут быть разными, хотя вроде и получили одинаковое воспитание, Может, потому, что разные обстоятельства жизни довершали семейное воспитание.

О. Гончар, «Собор». Одной из проблем романа есть отношения родителей и детей. Так мы видим Володьку Лебеду, который, не колеблясь, отдает отца в интернат для пожилых людей, не желая опекать его. Хотя и пользуется его добрым именем и авторитетом. Такие его представления о воспитании, и он убежден, что так и надо.

Так он относится и к родине, как к отцу.

О. Коломиец, «Дикий Ангел». Эта пьеса посвящена проблеме воспитания, в частности воспитания работой, отношением к своим обязанностям, к деньгам. Платан Никитович Ангел был убежден, что только работа обеспечит его детям приличную жизнь, только старание является ручательством благосостояния как человека, так и общества.

Для кого-то не дико, но именно позиция Ангела оказывается правильной: его дети выросли трудолюбивыми и опираются лишь на себя, а не умоляют помощи родителей.

В. Симоненко. Его стихи сами по себе воспитывают, «Ты знаешь, что ты человек?» — спрашивает неожиданно поэт у читателя и заставляет каждого задуматься о мере человеческого достоинства в нем. А в стихе «Лебеди материнства» отразились традиционные представления о народном воспитании, о почтительном отношении к матери и к родине.

Сам стих воспитывает: «..и нельзя родную страну выбирать», «выбрать нельзя только Родину».

Л. Костенко. Тема воспитания отобразилась в романе «Маруся Чурай», ведь там на примере двух семей Чураев и Бобренков показано две системы воспитания. Если для Бобренчихи главным было накопление материальных благ, то для Чураев главным было воспитание чести, порядочности, достоинства, умение любить и быть отданным как человеку, так и Родине.




Взгляды на воспитание и обучение украинских писателей