Характеристика литературы XX века

Литература XX века ярко отражает противоре­чивую действительность этого столетия. XX век — эпоха роста самосознания народов, мощных нацио­нально-освободительных движений. В этот период создаются произведения прозы, драматургии, по­эзии, литературно-критические статьи, литератур­ные манифесты. Наблюдается не только разнообра­зие жанров, но и появление различных течений, на­правлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века.

В литературе дальнейшее воплощение получил реализм. Картина его развития, однако,

неоднородна. Развитие реа­лизма в ряде литератур начала XX века отмечено рядом кризисных явлений: сказывалось влияние об­щекультурных факторов, которые определили суще­ственные изменения в реализме и вызвали к жизни новые направления.

Возникают такие авангардист­ские течения, как экспрессионизм, футуризм, ку­бизм, дадаизм и др. Реализм также не отмежевывается от эстетических исканий. Он становится значительно богаче в жанрово-стилевом отношении.

Появляются новые формы изображения действительности, расши­ряется круг тем. Социально-бытовое начало произве­дений XIX века постепенно сменяется философско-интеллектуальной,

духовно-личностной проблематикой. «Поэтика жизнеподобия», служившая воспроизведе­нию «жизни в формах самой жизни» и определявшая облик реалистической литературы XIX века, усту­пает место иным структурообразующим тенденци­ям; существенную роль начинает играть условность. конкретно-эмпирическое изображение действительности в творчест­ве этих и других авторов органически соединяется с обобщенно-символическим. В психологизации искус­ства слова, наблюдаемой в ранней прозе К. Гамсуна, новеллах Т. Манна, драмах Г. Ибсена и А. Стриндберга, отчетливо просматривается перспектива литера­туры новейшего времени. Большое место в реалис­тической прозе XX века занимают масштабные, мо­нументальные полотна. Поражает многообразие романных форм: социально-психологический роман, социально-политический, исторический, сатиричес­кий и др.

Однако определить форму того или иного произведения без возможных оговорок и уточнений почти немыслимо: каждому из них присущи качества различных жанровых модифи­каций.

Среди новаторских течений начала XX века до­статочно широкое распространение получил экспрес­сионизм. Экспрессионизм воз­ник как оппозиция искусству XIX века, и прежде всего — импрессионизму, натурализму, романтизму, хотя можно найти линии, связующие его с романти­ками, с поэзией А. Рембо, М. Метерлинка. Экспресси­онизм провозглашал целью искусства спонтанное, взрывоподобное выражение «я» художника, высво­бождение энергии творца, по возможности не связан­ного с материальным миром, ибо тот олицетворяет хаос, зло. Происходит сознательное искажение форм действительности.

Для стиля экспрессионизма ха­рактерны: тяготение к абстракциям, замена конкрет­ных персонажей символами. Элементы поэтики экспрес­сионизма есть в произведениях немецких писателей, драмах Б. Брехта.

Все громче заявляют о себе художники других модернистских направлений. Среди наиболее после­довательных модернистов первой половины XX века самыми признанными стали Дж. Джойс, Ф. Кафка.

Кафка — модернист прежде всего по мироощущению: замкнутость на се­бе, изолированность от людей, неверие в возможности человека что-либо изменить к лучшему, вырваться из круга унизительной рабской зависимости от сил зла. Человек обречен на одиночество, он слаб и уязвим, он незащищен перед бедой, перед всемогущим и непо­стижимым роком. В 40-50-е годы имя Ф. Кафки по­лучает международную известность, которой немало способствовала высокая оценка его произведений Ж. Сартром и А. Камю — общепризнанными мэтрами набиравшего силу и входившего в моду экзистенциа­лизма.

Экзистенциализм пользовался необыкновенной популярностью в послевоенные годы, особенно попу­лярен был его французский вариант, который попы­тался идею абсолютной свободы человека связать с идеей «ангажированности», вовлеченности в исто­рический процесс — идеей, которая была прямым порождением антифашистского Сопротивления. В буржуазных странах экзистенциализм возник в ре­зультате кризиса общественной системы. Он оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада, на умонастроения буржуазной интеллиген­ции. Характерные черты экзистенциализма — пес­симизм, субъективистское толкование свободы, от­рицание рационального познания и утверждение интуитивного постижения ре­альности.

Человеческое существование проявляется через заботу, страх, решимость, совесть; все они определяются через смерть; человек постигает экзистенцию в пограничных ситуациях. Постигая свое существо­вание, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя.

Большой интерес представляют смелые эксперимен­ты в области драматургии. В ряде пьес и постановок 50-60-х годов доминирует экзистенциалистская идея абсурдного бытия, изображение одинокого человека во враждебном мире. Возникает «театр абсурда» . Бы­тие в пьесах предстает лишенным смысла и цели, ра­зум — бессильным и порабощенным ложными идеями, над всем возвышается абсурд как альтернатива непре­одолимой смерти.

Еще одним направлением, противопоставившим себя реализму, стал сюрреализм. Это был своеоб­разный бунт против буржуазного общества, который нередко граничил с лингвистической «алхимией» и чистым экспериментом. Целью искусства провоз­глашались абсолютно свободное творчество, высво­бождение психической энергии, достижение сверх­ реальности. Разрушение логики, загадочные снови­дения, случайные ассоциации — таково проявление индивидуалистической «сюрреалистической револю­ции» .

Возникает плеяда неороманистов. «Новый роман», или «антироман», принципиально осудил всякую по­литическую, социальную, философскую и нравствен­ную тематику, всякую злободневную тематику вооб­ще. Разрушается структура реалистического романа: в неоромане отсутствует типизация, хронологически последовательное повествование, сюжет, системы ха­рактеров. Все внимание сосредоточено на подсозна­нии, на глубинном психологическом анализе. Неоро­манисты воссоздают душев­ные состояния, жизненный хаос, как можно менее упорядоченный. Фантазия и воображение писателей ставит порой «неороманы» на грань между реальным и воображаемым.

Среди своих «учителей» неорома­нисты называли М. Пруста и Дж. Джойса.

Англичанин Дж. Джойс стал выдающимся пред­ставителем литературы «потока сознания». Писа­тель воссоздает хаотичный внутренний монолог, «фиксирует» мельчайшие движения сознания в том порядке, в каком они возникали, передает душевные состояния в свободных ассоциативных потоках с ос­лабленными или предельно завуалированными логи­ческими связями.

Элементы «потока сознания» встречаются у Л. Толстого, М. Горького, У. Фолкне­ра, М. Слуцкиса.

«Поток сознания» использовала как своего рода формальный эксперимент английская писательница Вирджиния Вулф. В своем творчестве она отдавала предпочтение воспроизведению микропроцессов пси­хики. В. Вулф стала теоретиком «психологической школы», которая рассматривала воображение худож­ника как основу творчества, утверждала приоритет субъективного над объективным.

Писательница реши­тельно выступала против реалистов и фактически отрицала социальную и нравствен­ную проблематику искусства.

Реализм, как литературное направление, не только не отступил под натиском бесконечно богатых исканий в сфере средств художественной выразительности, но и упрочил свои позиции, взаимодействуя с различ­ными модернистскими течениями, заимствуя некото­рые элементы их эстетики. Утверждением реализма характеризовалось в начале XX века литературное развитие США, Бельгии, скандинавских стран. Укре­пились позиции реализма в Италии и Испании, усили­лись его тенденции в литературах Востока и Латин­ской Америки.




Характеристика литературы XX века