Поэты, родившиеся после 1880 г., не добавили к символизму ничего, или очень мало. Исключение представляет Владислав Фелицианович Ходасевич. Хотя техника его почти свободна от символистских влияний, общий дух его поэзии значительно ближе к символизму, чем к более молодым школам, ибо он, единственный из всех молодых поэтов — мистик. Первая его книга появилась в 1908 г., но общее признание он получил только после публикации своих последних, уже послереволюционных книг Путем зерна и Тяжелая лира, которые являются произведениями зрелого и уверенного искусства.
Ходасевич мистический спиритуалист, но в выражении своих интуитивных ощущений он иронист. Его поэзия есть выражение иронического и трагического противоречия между свободой бессмертной души и ее порабощенностью материей и необходимостью. Эта вечная тема выражена в его стихах с четкостью и изяществом, несколько напоминающим остроумие древних времен. Собственно, остроумие есть главная черта поэзии Ходасевича, и его мистические стихи обычно заканчиваются колкой эпиграммой.
Эта манера очень действенна — его стихи доходят до самых несклонных к поэзии читателей.
Он внезапно стал популярен в 1919-1920 гг., когда после перенесенных нечеловеческих страданий русские интеллигенты больше обычного были открыты соблазну мистических настроений. Но даже такой не-мистик как Горький считает Ходасевича величайшим из ныне живущих русских поэтов. И если судить поэзию по нормам XVIII века, то Горький прав, ибо Ходасевич величайший из живущих мастер поэтического остроумия.
Несмотря на его мистические верования, он классицист и стиль его — мастерское воскрешение форм и манер Золотого пушкинского века.
Дайджест:
- Ходасевич В. Дар тайнослышанья тяжелыйЖивший во «дни громадных потрясений», он лучше остальных понял, что нет ничего ценнее в мире, чем искусство. И он им занимался. И искусство и культура занимали его больше, чем перестройка целого мира. В культуре он находил смысл жизни, возможность порвать «тугую плеву дней». При всей ампирной холодной ясности и строгости его поэзии у Ходасевича невероятное, ... Читать далее...
- «Дар тайнослышанья тяжелый» Ходасевич В«Дар тайнослышанья тяжелый» Странно — жить и знать, что был на земле такой поэт Владислав Ходасевич, с аристократической небрежностью бросивший современникам: Ни грубой славы, ни гонений От современников не жду, Но сам стригу кусты сирени Вокруг террасы и в саду. Живший во «дни громадных потрясений», он лучше остальных понял, что нет ничего ценнее в мире, ... Читать далее...
- Краткое изложение Избранная критика ХодасевичВ. Ф. Ходасевич Избранная критика Гумилев и Блок Это люди разных поэтических поколений. Блок — символист, Гумилев — враг символизма. Для Блока его поэзия — духовный подвиг, неотделимый от его жизни, для Гумилева — форма литературной деятельности. Блок — поэт всегда, Гумилев — лишь когда писал стихи. Гумилев обладал отличным литературным вкусом, было что то ... Читать далее...
- Как в лирике Б. Л. Пастернака отражена связь природы и поэтического творчества?В число русских поэтов Серебряного века входит Борис Пастернак, который сумел занять среди них особое место. Произведениям этого автора свойственно отличаться философским настроем, и не важно, какая тема были главной — природа, душевное состояние автора, или сложные взаимоотношения между людьми. В его творчестве ключевую роль играют стихотворения, тема природы в которых сливается воедино с его ... Читать далее...
- После «поэтического бума»К началу 70-х «поэтический бум» исчерпал себя. Дело даже не в том, что падает популярность его творцов, но сами приметы внешнего успеха перестают восприниматься верным свидетельством поэтического достоинства. «Громким», или «эстрадным», поэтам противопоставляют «тихих». Широко бытует в критике термин «тихая лирика», охватывающий имена очень разные — здесь и Н. Рубцов, и В. Соколов, и даже ... Читать далее...
- Рембо — символ мирового поэтического авангардаФранцузский поэт А. Рембо принадлежит к поэтам, произведения которых почти не печатались при жизни. Слава к нему пришла посмертно. Основной поэтический задел создан на протяжении 4-х лет, но творчество его стало, по выражению С. Малларме, «беспрецедентным приключением в истории искусства». Новаторство художника: вводит в поэзию народный язык, смелые метафоры, новый ритм, мобильные образы, выдвигает принцип ... Читать далее...
- Как в лирике А. А. Ахматовой раскрывается тема поэтического творчества?Темой, связанной с осуществлением творческого процесса, пронизаны многочисленные произведения разных поэтов. А. А. Ахматова занималась написание своих шедевров с такой же естественной потребностью, как и дышала. Создавая цикл «Тайны ремесла», она стремилась к раскрытию собственного осознания творчества, являющегося продолжением традиции восприятии, связанной с написанием стихотворений, как установления связующего звена между Творцом и человеческим миром. Невозможно ... Читать далее...
- Жуковский — новатор в области поэтического языкаВ мировоззрении XVIII века в основном господствовали идеалы эпохи Просвещения с ее рациональным подходом к миру, с попытками объяснить природу вещей на основе строгих доводов разума. Рационалистическая тенденция проявила себя и в поэзии. Поэты XVIII века стремились описать видимый мир максимально точно, подбирая эпитеты объективные, определяющие характерные признаки предмета. Мир приобретал конкретность, вещественность, зримость. Это ... Читать далее...
- Глубина поэтического мира С. А. ЕсенинаСергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных мест, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто погружался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью ... Читать далее...
- Краткий обзор поэтического наследия поэзии МутанаббиПервый период творчества поэта, который охватывает два десятилетия, минул в Сирии. Через то поэтический сборник этого периода был назван «Сирийскими стихами» . В ранней поэзии Мутанабби ощущается значительное влияние периода тоски. Поэт выступает то, как тщеславный проповедник, едва не основатель новой религии, то, как выразитель бедуинского мировоззрения, которое готов возглавить кочевников в их разбойничьих набегах. ... Читать далее...
- Основные черты поэтического стиля М. РыльскогоИтак, перед Тем как перейти к характеристике поэтического стиля Максима Рыльского, учитель обращается к классу с просьбой объяснить, что мы понимаем под индивидуальным стилем писателя. Ученики с предыдущих уроков вынесли немало знаний и наблюдений над индивидуальным стилем поэта. Чтобы охарактеризовать стиль писателя, надо принимать во внимание, с одной стороны, темперамент, мировоззрение писателя, его эстетические вкусы ... Читать далее...
- Особенности поэтического мировоззрения Ф. И. ТютчеваФ. И. Тютчев принадлежал к литературному поколению русских романтиков-«любомудров» , что, в первую очередь, и определило своеобразие художественного мировосприятия этого великого русского поэта. Его лирику можно рассматривать как «дневник души», живущей личными предчувствиями и всеобщими предзнаменованиями, откликающейся как на мимолетное впечатление частного человека, отдельную яркую деталь окружающего мира, так и на грандиозные перемены, глобальные исторические ... Читать далее...
- Пространство поэтического мира ЛермонтоваОсобенность мироощущения М. Ю. Лермонтова — причастность к космосу, вселенной. Земля для него и его героев не только конкретное место, они обитатели мира, где все находится во взаимодействии, взаимообусловленности, а земля — часть всеобщей гармонической организации вселенной. Континуум поэтического мира М. Ю. Лермонтова дополняется новыми измерениями. Пространственная и временная бесконечность, соединяется с конкретным ощущением действительности. ... Читать далее...
- Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. ПастернакаС начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю. сумятицу впечатлений в стихах, иногда не заботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств. ... Читать далее...
- Поэтический синтаксис особенности примеры поэтического синтаксисаПодготовка к ЕГЭ: Сочинение Поэтический синтаксис особенности примеры поэтического синтаксиса Слово «синтаксис» произошло от греческого слова, означающего «структура», «построение», «порядок». Поэтический синтаксис — это особые приемы, порядок слов, построение фразы, благодаря которым проза превращается в поэзию. Ведь поэзия отличается от прозы не только наличием рифмы. Известны, например, белые стихи. Японские хокку являются стихами, несмотря на ... Читать далее...
- Чем стихотворение Б. Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирикеXIX-XXвеков? При сопоставлении укажите авторов произведенийРазмышления Б. Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике 19-20 веков. Например, тему поэта и поэзии поднимает В. Я. Брюсов в стихотворении «Юному поэту». Как лирический герой произведения Б. Л. Пастернака считает творчество неотъемлемой частью всего сущего, сочетанием живого и неживого, прекрасного и повседневного — вещей, которые художник слова должен передать, «донести до ... Читать далее...
- Временные параметры поэтического мира ЛермонтоваЛермонтову было дано небывалым образом расширить границы поэтического мышления. Временные параметры его поэтического мира составляют фундаментальную триаду: прошлое — настоящее — будущее, пределом которого не является земная жизнь. Прошлое историческое время обозначено конкретными датами, именами, но оно только краткий эпизод в прожитых его лирическим героем веках и эпохах: Редеют бледные туманы Над бездной смерти роковой, ... Читать далее...
- Формирование нового поэтического стиля в русской литературеКлассицизм и романтизм в своем завершенном виде воспринимаются как две полярные друг другу системы. Такому их противопоставлению исторически способствовала та резкая критика классицизма романтиками, когда все новое, жизнеспособное в искусстве связывалось с термином «романтизм», а на долю классицизма оставалось все косное и устаревшее, мешавшее развитию творческого процесса. В наше время антагонизм между этими системами поддерживается ... Читать далее...
- Источник поэтического мира Леси УкраинкиОткуда берется эта сила и воодушевление в душе слабой, больной девушки? Наверно, первое, что влияет на становление человека как личности — это семья. Поэтому не удивительно, что в семье косачей выросла девушка, так похожая на саму жизнь — нежная и кроткая, но всегда сильная и непобедимая. Ее отец, Петр Антонович Косач, человек прогрессивных взглядов, юрист ... Читать далее...
- Докажите справедливость утверждения Старыгиной: «Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева»Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: «Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева». Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет. Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. Тютчева в контексте приведенного высказывания и докажите, что предметом изображения в лирике знаменитого поэта становятся ... Читать далее...
- Богатство и проблематика поэтического наследства Николая ВороногоПоэтическое мировоззрение, тонкое понимание прекрасного, углубление в общечеловеческие проблемы и восхваление вечных жизненных ценностей — вот те факторы, которые сделали художника известным, принесли ему любовь умного интеллигентного читателя. Поэт ищет новые темы и пути их реализации, поднимает в поэтических произведениях важные морально-этические и социальные проблемы. Своим художественным словом призывает каждого поднимать духовность, не быть равнодушными, ... Читать далее...
- Анализ поэтического цикла «Крымские сонеты»Мицкевич внес в польскую поэзию качественно новые варианты ритмического строения и тем самым коренным образом изменил воображаемую «закономерность» силлабического стиха. Строфа у Мицкевича неустановившаяся, количество строк в ней часто изменяется, одинаковое количество слогов в строках с постоянным местом цезуры — редкое явление. Мицкевич широко вводит в свои произведения интонационные богатства народной песни, в зависимости от ... Читать далее...
- Тематика поэтического творчества Павла Грабовского«Вопль боли и тоски по родной Украине» — такими словами охарактеризовал поэзию Грабовского Иван Франко. Это определение удивительно точно передает сущность лирики талантливого поэта. Ведь всю сознательную жизнь Павел Грабовский провел в тюрьмах и в ссылке. Его стихи, созданные в условиях тюрем, давления и террора, продолжают традиции «Невольничьей поэзии» Шевченко, «Тюремных сонетов» Франко. Они, собственно, ... Читать далее...
- Мощность поэтического таланта Гюго в «Легенде веков»Гюго продолжал работать над «Легендой веков» до конца своей жизни. Основной замысел произведения — показать движение человечества к светлому и счастливому будущему, начиная от первой стадии — «От Евы до Иисуса триста» и до «Двадцатого века», а затем «Запредельного времени». В стихотворении «Видение, из которого родилась эта книга» содержание «Легенды веков» определяется Гюго так: «Это ... Читать далее...
- Своеобразие поэтического дара ТвардовскогоТруд самого поэта — это нечто важное, главное, пронизывающее его жизнь от самого начала трудовой деятельности. Об этом также сохранились воспоминания близко знавших поэта людей: «В труде души молодого Твардовского было нечто непосредственно вырастающее из труда крестьянина и мастерового человека, каким был его отец крестьянин и кузнец, из труда души его матери, своеобразной и поэтической ... Читать далее...
- Сочинение: Самобытность поэтического творчества КузнецоваПоэтическое творчество Ю. Кузнецова оригинально и самобытно, сложно и противоречиво. Здесь слова приобретают тревожно-фантастическую образность, строфы — емкость и концентрированность, поэтические ассоциации — смелость и неожиданность. Поэтические особенности лирики Кузнецова восходят к разным сферам: быту, космосу, фольклору. В его стихах множество фольклорных образов и мотивов: жар-птица, ковер-самолет, действие происходит «в некотором царстве, за тридевять галактик…», ... Читать далее...
- Родная земля в палитре поэтического мира Юрия АсмоловаЦель: познакомить учащихся с творчеством курских поэтов, с проектной деятельностью; развивать навык отбора, систематизации материала на предложенную тему; вырабатывать умение самостоятельно мыслить, выражать собственную точку зрения; закрепить умения и навыки литературного анализа поэтического текста; развивать ассоциативное мышление, творческие способности обучающихся; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к родному языку. Оборудование: выставка книг курского автора, ... Читать далее...
- Средства поэтического языка лирики Лины КостенкоПоэзии Лины Костенко о любви ценные, и как художественно завершенное чудо словесного искусства, и как произведения, наделенные способностью возрождать человеческие чувства. Тот, кто один раз попал к безграничному дивному миру лирики поэтессы, обречен каждый раз то ли погружаться в бушующее море страсти, то ли радоваться спокойным и рассудительным течениям вечной реки любви. И уже никогда ... Читать далее...
- Богатство поэтического наследства Николая ВороногоОн родился в один год с Лесей Украинкой — во время, когда украинское слово преследовалось, унижалось и преступно замалчивалось. На душу украинца — гордую и вольнолюбивую — были наложены кандалы осознания своей «вторичности», маловажности. И орлам не страшны сети, они разбивают их, и смело летают с шумом под небесами. Дух новаторства, непокорности, подхват новых художественных ... Читать далее...
- Художник поэтического мироощущения О. ГенриО. Генри — один из популярнейший американских новеллистов начала XX ст. Писатель-юморист и художник поэтического мироощущения, чувствительный и иронический, он был чрезвычайно внимательным к приметам реального бытия Америки своего времени и создал собственный романтический миф о «маленьком американце». О. Генри — талант, который в своих коротких динамических новеллах дарит людям веру в любовь, без чего ... Читать далее...
Ходасевич поэтического остроумия