Христианские образы и мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Христианские образы и мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
I. Вступление
Достоевский был христианином, православным, глубоко верующим человеком. С этих позиций он подходил к проблемам своего времени. Поэтому авторскую позицию в любом его романе, в том числе и в «Преступлении и наказании», нельзя правильно понять без учета христианских образов и мотивов.
II. Главная часть.
1. Сам сюжет романа построен на том, что Раскольников совершает смертный грех, преступая одну из важнейших Божьих заповедей
2. Смертный грех совершает и Соня, и ее образ соотносится с евангельским образом «блудницы». Это сложный образ, связанный не только с понятием греха, но и с идеей христианского милосердия. В Евангелии Христос прощает блудницу, искренне уверовавшую в него.
Милосердие Христос заповедал и людям, сказав о блуднице: «Кто сам без греха, пусть первым бросит в нее камень». Отношение к Соне разных персонажей в романе служит своего рода проверкой их христианского духа.
Грех, как это ни странно, соединяет Соню и Раскольникова:
Поэтому ей открыт путь искупления через страдание и добрые дела; в ней нет отчаяния.
3. Очень важным евангельским мотивом является мотив страдания. Страданием искупается не только личный грех, но и грехи человечества, поэтому в русском православном человеке сильна идея «пострадать» — просто, без всякой вины.
4. С мотивами страдания и искупления тесно связан образ креста — символ «страстей Христовых». Развитие этого образа в романе довольно сложно. На Раскольникове креста нет — дли России времени Достоевского случай нечастый и о многом говорящий.
Крест на Раскольникова надевает Соня, благословляй его на страдание. Она надевает на него свой крест, то делает их как бы братом и сестрой во Христе, а сама носит крест Лизаветы,, своей духовной сестры, которую убил Раскольников.
5. Для Достоевского очень важно было показать возможность воскресения любого человека, даже преступника через обращение к Богу. Поэтому один из важнейших евангельских мотивов и образов — воскресение Лазаря. Соответствующее место Соня читает Раскольникову по его просьбе, но еще раньше, в первом разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем этот мотив уже возникает, и последний раз он упоминается в самом конце эпилога.
III. Заключение
Христианские мотивы и образы — важная часть идейного содержания «Преступления и наказания», прямо выражающая авторскую позицию Достоевского.
Христианские образы и мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание»