Хуан Валера
Представитель реалистической литературы последней трети XIX в.- Хуан Валера. Он родился в небольшом городке Кабре, получил блестящее домашнее образование, пополненное в привилегированных учебных заведениях Малаги и Гранады. Родственные узы, связывавшие его с А. Алькала Галиано и герцогом де Ривасом, открыли перед юношей двери светских салонов столицы, а затем и путь к дипломатической карьере.
В качестве дипломата Валера побывал во многих столицах Европы и Америки. В промежутке между двумя циклами дипломатической деятельности он дважды
Валера был универсально образованным человеком, знал многие языки, жадно приобщался к культуре разных народов. Он проявлял живой интерес к различным философским течениям своего времени и уже под конец жизни в книге «Сверхчеловек и другие новации» подверг резкой критике ницшеанство. Самому же писателю была близка ренессансная идеалистическая философия, в частности неоплатонизм с его пантеистическими тенденциями.
Тем же языческим пантеизмом и гуманистическими
Валера очень рано приобрел известность своими литературно-критическими трудами. Разносторонность и широта литературных интересов сделали его первым в Испании критиком и литературоведом европейского масштаба. Отдав дань романтизму в сборнике стихов 1844 г., Валера чуть ли не с самых ранних своих критических выступлений начинает борьбу с романтической эстетикой, которую он считал нарушением законов гармонии и красоты, высшей цели искусства.
С этих же позиций он позднее отверг в знаменитых «Заметках о новом искусстве сочинять романы» и теорию натурализма. Впрочем, критически оценивает он и реализм. В 1881 г. Валера писал, что не намерен «обращать внимания на новое искусство реализма, смешную и суетную моду, импортированную из Франции».
И добавлял: «Если «Дон Кихот» и «Кандид» — это реализм, то новая школа не нова; если же нет, то и я не хочу к ней принадлежать».
Итак, Валера все же готов причислить себя к реалистической школе, если только это реализм Сервантеса и Вольтера. Его представления об искусстве действительно близки к ренессансной эстетике. В частности, как и Сервантес, Валера различает правду реальности и правду мечты, реальный и идеальный планы действительности и объявляет задачей искусства не только воспроизведение сущего, но и его поэтизацию, возвышение с помощью идеала красоты. Как и художники Возрождения, Валера убежден, что истинный идеал красоты равнозначен идеалу любви, добра и «вечной истины». Именно потому, что идеал красоты для него совмещает эстетическое и этическое, Валера и протестовал против нарочито тенденциозного искусства, решающего, по его мнению, задачи, стоящие вне сферы искусства истинного.
В противовес Переде, Аларко-ну, Гальдосу, создававшим в эти годы романы подчеркнуто тенденциозные, посвященные доказательству той или иной моральной или философской идеи, Валера сосредоточил усилия по преимуществу на анализе сложного душевного мира своих героев, создал испанский реалистический психологический роман.
Хуан Валера создал немало и других романов, в которых возникали все новые и новые психологические конфликты. В романе «Перемудрили» рассказывается о трагической гибели «маленького человека», заурядного чиновника дона Браулио, в душу которого легкомысленно и без всяких оснований заронили сомнение в верности горячо любимой им жены. В другом романе — «Хуанита долговязая» — центральное место занимает обаятельный образ девушки из народа, энергично и наперекор суду общества устраивающей свое счастье.
Хуан Валера