Художественная литература как искусство слова. Виды искусства

Цель: определить роль художественной литературы как искусства слова; вида искусства; уметь отличать художественное творчество от других видов деятельности человека; развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, память; обогащать словарный запас учеников; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать у учеников чувства уважения, почета к разным видам искусства, в частности к книге; прививать познавательный интерес к последствиям собственной работы.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Выставка экспонатов

разных видов искусства, библиотека произведений разных художественных литературных жанров.

Слово — это тончайший резец… Уметь пользоваться им — большое искусство. В. Сухомлинский

Кто много читает, тот много знает. Народная пословица.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление плана урока

III. Проверка домашней задачи

Ученики зачитывают подобранные высказывания, поговорки, пословицы о слове, потом анализируют их. В результате этой работы школьники высказывают собственные мысли, чувство, наблюдения; проверяется их эрудированность, умение грамотно и интересно построить рассказ.

IV.

Актуализация опорных знаний в форме беседы по вопросам

Что вы понимаете под искусством? . Почему человек стремится окружить себя любимым искусством? Какая роль искусства в формировании человека? Можно ли определить по любимому виду искусства человека его вкус?

V. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

VI. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Вступительное слово учителя. Задумывались ли вы, для чего существует искусство? Кто является его творцами?

Причины возникновения искусства нужно искать в стремлении человека украсить себя. Каждый народ, который играл роль в истории, каждая эпоха дополняла искусство чем-то своим. А можно ли считать художественную литературу искусством слова? Почему?

Давайте подумаем. С помощью художественного слова писатели изображают важные характерные события, явления, черты характера людей; рассказывают об их жизни, работе, борьбе, ощущениях, внутреннем мире, верованиях; описывается природа. Книга — это мудрый, наивернейший из источников предмет.

Она существует всегда в жизни человека и помогает ему.

2. Художественная литература как искусство слова. Литература происходит от латинского литера — буква. Прямое значение этого слова — то, что написано буквами. Литература — это то, что создано писателями и записано на бумаге. Какие вы знаете жанры художественной литературы?

Книга — это казна человеческих знаний.

Запись в тетради: Книга — это гениальное произведение человеческого ума, она расширяет наш кругозор, духовно обогащает человека. В ней — мудрость поколений, чувство людей, их сокровенные мечты. Поэтому каждый человек, который заботится о повышении своей культуры, должен общаться с книгой.

Красивая книга — временами наилучший твой наставник. Каждый писатель, начиная работать над произведением, изучает окружающую действительность, обдумывает увиденное и услышанное, определяет что важное, характерное, а что случайное, второстепенное. В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

Художественная литература — вид искусства, которое отображает действительность средствами слова в образной письменной форме. Писатель рисует картины жизни образно, с помощью творческого воображения; литературные произведения мы воспринимаем чувством, сердцем. Например, вы видите на небе тучу — это предмет природы. Когда же художник изобразит ее на картине или поэт напишет:

Тучка в небе голубом Плывет, как мечта, одиноко…

И это будет также образ тучки — живописный и литературный.

3. Виды искусства.

Искусство распределяют на два вида:

Тонические ; образные.

К обоим видам принадлежит сценическое, ораторское и хореографическое искусство. Каждый вид искусства моделирует мир в художественных образах присущими лишь ему средствами и на соответствующем материале:

А) в изобразительном искусстве они создаются нанесением линий, черточек, точек, пятен, красками разных цветов на полотно, бумага, доску;

Б) скульптурный образ создается вырезанием линий, углов, округлостей, выемок на дереве, камне, мраморе;

В) музыкальный — соединением звуков разной высоты, силы, тембра.

Какой же вид искусства, по вашему мнению, является самым совершенным? Почему? Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение?

Мотивируйте собственную мысль.

4. Обсуждение пословиц о книгах.

Какие вы знаете пословицы, где отмечается важная роль книги? Предлагаем проанализировать содержание следующих пословиц:

Книга учит, как на свете жить. Дом без книги — день без солнца. Купишь хорошую книгу — приобретешь умного друга.

Солнце освещает человеку путь, книжка дает ему крылья.

VII. Закрепление обработанного учебного материала

Беседа по вопросам, которые ученики ставят друг другу:

Что мы понимаем под искусством? Каково его назначение? Какая роль искусства слова?

Как художественная литература связана с другими видами искусства?

VIII. Итог урока

Благодаря книге мы переносимся в другие эпохи, углубляемся в судьбу героев произведений, вместе с ними радуемся и грустим, преодолеваем тягчайшие испытания. Книга воспитывает у нас любовь к родному краю, уважение к другим народам, интерес к их культуре; обучает родному языку, раскрывает красоту поэтического слова. Она учит быть честными, трудолюбивыми, добрыми.

IX. Определение уровня учебных достижений учеников

X. Домашняя задача Прочитать мифы и легенды нашего народа, уметь выразительно их пересказывать.




Художественная литература как искусство слова. Виды искусства