Художественная школа «Знания»
Вскоре после своего первого большого успеха Горький основал издательство, получившее название, характерное для своего основателя, — «Знание». «Знание» стало общей площадкой для всей молодой школы прозаиков и на несколько лет почти монополизировало русскую художественную прозу. Все выдающиеся молодые прозаики присоединились к группе Горького и стали печататься в «Знании». Трое стали оригинальными и значительными писателями: Куприн, Бунин и Андреев. Остальные не слишком выделились, и их можно для удобства сгруппировать как
Они выражались свободнее, чем старые радикальные писатели, особенно в 1905 г. и позже, хотя цензура и держала их под контролем. Они были свободнее и в своем реализме, широко пользуясь разрушением условностей, которое начал Толстой и закрепил Горький. Влияние Чехова и Горького на школу очевидно, но влияние Чехова чаще всего поверхностно — в целом произведения школы остаются преимущественно приукрашенной журналистикой.
Этих писателей
А. Серафимович также «политический» писатель. Теперь он коммунист, и его последний роман Железный поток получил высокое признание официальных большевистских писателей как самое марксистское послереволюционное произведение. Сергей Иванович Гусев-Оренбургский — непритязательный социальный реалист, описывающий сельскую жизнь в своей родной Оренбургской губернии. Его старый роман Страна отцов, был недавно переведен на английский язык. Типичный ученик Горького — Скиталец, Чехов упоминает его в одном из своих писем, говоря, что он предпочитает Скитальца как живого воробья «искусственному соловью» — Андрееву.
Рассказы Скитальца очень просты и невообразимо наивны; в них описывается революционный идеализм и жажда просвещения в том социальном классе, который открыл Горький.
Несколько более интересной фигурой был Семен Соломонович Юшкевич, еврей, сосредоточившийся на жизни и обычаях своего народа. Его самый известный роман Евреи показывает жизнь еврейского пролетариата и впервые изображает погром. Приключения Леона Дрея — плутовской роман о легкомысленном и циничном еврейском мошеннике.
Юшкевич писал также пьесы, в которых чувствовалось влияние Гауптмана и немецкого Модерна. Одна из них — Miserere — была поставлена Станиславским и имела некоторый успех. Молодые писатели, пришедшие в литературу после 1902-1903 гг., не так были одержимы революцией, и их творчество носит отпечаток других влияний. Только один из них, Виктор Васильевич Муйжель, неуклюжий, мрачный, с трудом читаемый натуралист, может быть причислен к школе «Знания».
Тематикой его была крестьянская жизнь, и он все проверял, как далеко можно зайти, пользуясь только черной краской. Эта избыточная чернота сближает его с пессимистической школой Андреева, хотя его занимало в первую очередь социальное, а не метафизическое зло.
Художественная школа «Знания»