Художественное изображение русского народа в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
Художественное изображение русского народа в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Художественное изображение русского народа в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» 1. Творчество Александра Николаевича Радищева. 2. Художественное изображение русского народа. 3. Новаторство «Путешествия из Петербурга в Москву».
Александр Николаевич Радищев был первым писателем XVIII века, который попытался вникнуть «в существо социальных противоречий». Писатель родился в богатой дворянской
Огромное значение в развитии мировоззрения Радищева имел его старший друг по университету Ф. В. Ушаков, который внушил писателю, что нужно не только иметь знания, но и применять их на практике. Радищев, еще будучи студентом, стал пробовать себя на литературном поприще. Высокообразованный человек прекрасно видел, что творится вокруг.
Любое насилие и несправедливость вызывали в нем отвращение. А несправедливость он видел на каждом шагу: самодержавно-крепостнический
Именно в ней автор рассказывает о современной ему России, о трудном положении ее народа. В главе «Любани» происходит первая встреча с крестьянином, вынужденным работать в воскресение, поскольку в остальные дни он занят на поле помещика. Путешественник, будучи человеком проницательным, понимает, что работник сейчас трудится не на господском поле: «соху поворачивает с удивительной легкостию».
Из диалога главных героев видно, каковы настоящие производственные отношения барина и его крепостного. В каждой главе автор показывает бесчеловечное отношение помещиков к своей собственности, то есть крепостным. Однако, несмотря на свое бедственное положение, народ у Радищева не является сломленной обстоятельствами жертвой. Именно простой люд несет в себе те высокие нравственные принципы, на которых держится Россия, хотя среди крепостных тоже иногда встречаются рабы не только по положению, но и по духу.
С первых строк книги «Путешествие из Петербурга в Москву» заметно сочувственное отношение автора к своим героям. Крестьяне выступают людьми рассудительными, обладающими чувством собственного достоинства, умеющими проявить сострадание к тем, кто находится в еще худшем состоянии, чем они. В главе «Едрово» Радищев создает привлекательный своей нравственной чистотой образ крестьянской девушки Анюты. Она отказывается от бескорыстной помощи путешественника, обладая обостренным чувством чести и собственного достоинства.
Писатель произвел пересмотр критериев женской красоты, любуясь чистотой и свежестью сельских красавиц. Автор заявляет, что идеал прекрасного можно найти только здесь: «взоры веселые, здоровье на щеках начертанное», «приятности» «без покрова хитрости». Красота тесно сопряжена с трудом, поскольку только у тружениц «все члены» «круглы, рослы, не искривлены, не испорчены». Радищев как бы противопоставляет физическое здоровье и нравственную неискушенность выходцев из народа с моральной и физической деградацией дворянского сословия, представители которого не имеют ничего естественного. Писатель прославляет уникальную одаренность русского народа.
Он показывает, насколько велик творческий потенциал простого человека. Народ очень музыкален, поэтому в какие бы ситуации он ни попадал, его всегда сопровождает песня, то хороводная и задорная, то грустная протяжная. Простые люди, по мнению Радищева, способны глубоко сопереживать и чувствовать музыкальные произведения, причем более тонко, чем их изысканные господа. Слушая слепого старика, поющего о разлуке своего героя, собравшиеся полностью преобразились: «жены возрыдали; со уст юности отлетела сопутница ее, улыбка, на лице отрочества явилась робость, неложный знак болезненного, но неизвестного чувствования».
В произведениях русского фольклора автор видел прежде всего проявление души, характера народа. Радищев пытался постичь и раскрыть качества русского национального характера. В своем произведении он высказывал совершенно противоположные взгляды относительно мнения Екатерины II о русском народе. Русский люд воспринимался царицей покорным и религиозным исполнителем господской воли.
Радищев открыл простого крестьянина совершенно с другой стороны: «Посмотри на русского человека; найдешь его задумчивым. Ес
Художественное изображение русского народа в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»