Художественное своеобразие по роману Путешествие из Петербурга в Москву
Радищев был истинным российским философом XVIII века, известным обширностью и глубиной ума. В своем «Путешествии из Петербурга в Москву» он уничтожающе критиковал общественную самодержавно-крепостническую систему, которая несла народу неизбывное горе.
Произведение охватило множество фактов русской действительности, стало своеобразным кодексом критических антикрепостнических и антимонархических высказываний.
Автору присуща аналитическая глубина освещения связи таких сторон общественной жизни, как разврат верхов, падение
Радищев подчеркивал, что имеющие в руках острие и власть узники неволи могут стать ее «наияростнейшими проповедниками», цензура останавливает прогрессивную мысль, печать не может выполнять функцию оздоровителя общества. С особой обличающей силой звучит голос Радищева в главе «Спасская Полесть», в которой он при помощи прозрачного иносказания изобразил государственный строй и двор Екатерины II. Мы видим царя, одетого в одежды, пропитанные кровью народной и слезами, он первейший убийца и предатель, «ханжа и пагубный комедиант».
Радищев
Автор измерял человеческие ценности по народным критериям. В его произведении, в главе «Едрово» в словах относительно воспитания юношества, которые произнес крестицкий дворянин, единомышленник героя Радищева, предлагалось кормиться плодами собственного труда, а это — важнейшая норма крестьянской морали.
Крестьяне в описании автора отличаются благородством и красотой нравственного и физического облика, они непрерывно трудятся на благо общества, и этот труд — залог великого национального возрождения, которое должно наступить в будущем. В народе растет чувство протеста, которое побуждает путешественника высказывать гневные слова в адрес помещиков: «Страшись, помещик жестокосердый». У каждого крестьянина на челе написано осуждение. Радищев испытывает жгучую ненависть к дворянству, и это подтверждается его словами: если бы рабы в тяжких узах и глубоком отчаянии разбили железом, коим скована их воля, главы дворян, своих бесчеловечных господ, то обагрили бы кровью свои нивы.
Потеряло бы государство от этого? Очень скоро из дворянской среды великие мужи отправились бы заступиться за избитое племя. Писатель предвидел революцию, он говорил о том, что «опасность уже вращается над главами» и «вознесши косу, ждет часа удобности…» Радищев оглядывается на российское и европейское прошлое, проводит параллель между новой историей России, Франции, а также рабовладельческой Америки.
И автор увидел то, на что не обращали внимания его современники, потому и ода «Вольность», которая включена в «Путешествие из Петербурга в Москву», рассказывает о крушении тронов, возведении царей на плаху и провозглашении республики.
Радищев выступил в своем произведении как ярый враг самодержавия, он высказывал протест против реакционных течений общества, против пустых слов, масонства, которое называл «бредоумствованием», то есть против всего, что отвлекало от социальной борьбы. Автор хотел доказать, что человек не будет счастливым, пока несчастен окружающий мир, Радищев обличал трусость тех, кто понимал то, что происходило вокруг, но предпочитал не видеть этого. По мнению писателя, именно творчество должно стать воплощением совести России.
Радищев видел идеал человека в борьбе за интересы народа.
Автор опередил свое время. Его произведение и имя показали русскому освободительному движению путь движения на десятилетия вперед. В отечественную историю Радищев вошел как первый русский революционер.
После Октябрьской социалистической революции под обломками ограды Зимнего дворца в Петрограде властью рабочих и крестьян был поставлен первый памятник — лицо Александра Николаевича Радищева, высеченное из камня и обращенное к невским далям.
Художественное своеобразие по роману Путешествие из Петербурга в Москву