Художественные особенности «На дне»

Художественные особенности. Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчер­кивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы.

В пьесе нет яркой движущейся сюжет­ной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным уг­лам сцены. Пьеса «На дне»; представляет собой цикл маленьких драм, в ко­торых традиционные кульминационные моменты происходят за сценой. Автор сознательно уводит эти события

из поля зрения зрителя, подчеркивая тем самым, что главное в пьесе — это разговоры.

Драма Горького начинается с появления содер­жателя ночлежки Костылева. Из разговора ночлежников выясня­ется, что он ищет свою жену Василису, которая увлечена Пеплом. С появлением Луки происходит завязка действия. В четверном действии наступает развязка.

Монолог Сатина: «Что такое правда? Человек — вот правда!»; является наивысшей точкой накала действия, кульминацией драмы. Исследователями творчества Горького отмечена еще одна осо­бенность: драматург использует так называемые «рифмующиеся»; эпизоды. Зеркально

повторяются два диалога Насти и Барона. В начале пьесы девушка защищается от насмешек Барона.

После ухода Луки герои как бы меняются ролями: все рассказы Барона о его прежней богатой жизни сопровождаются одной и той же репли­кой Насти: «Не было!»;. Точную смысловую рифму в пьесе составля­ют притча Луки о праведной земле и эпизод о самоубийстве Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А по­сле пошел домой — и удавился…»; и «Эй… вы!

Иди… идите сюда! …Там Актер удавился!»;. Подобные фрагменты, по мысли автора, призваны связать части композиции. Герои пьесы «На дне»; не делятся традиционно на главных и вто­ростепенных. Каждый персонаж имеет свою историю, свою судьбу, несет в произведении свою смысловую нагрузку.

В пьесе они резко противопоставлены. Автор обращается к антитезе неоднократно. В противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности громко звучит гимн Человеку.

Горький всегда придавал языку огромное значение. И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряженности и конфликтности. Автор вкладывает в уста героя яркие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека: «Сущест­вует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно!

Это звучит гордо!»; В речи каждого пер­сонажа отразилась судьба, социальное происхождение, уровень культуры. Например, необыкновенно афористична речь Луки: «Где тепло — там и родина»;, «Порядка в жизни нет, чистоты»;, «… ни од­на блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»;. Таким образом, художественным своеобразием пьесы Горького «На дне»; является: — постановка острых философских проблем; — отказ от яркой движущейся сюжетной линии; — «рифмующиеся»; эпизоды; — отсутствие деления на главных и второстепенных персонажей; — динамичность диалогов, речевая характеристика героев пьесы.




Художественные особенности «На дне»