Художественные особенности «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

Художественные особенности. Сразу же после публикации повесть «Один день Ивана Денисовича»; была отнесена критикой к выдающимся художественным произведениям. К. Симонов отмечал в книге Солженицына «лаконичность и отточенность прозы боль­ших художественных обобщений»;.

О художественном воздействии повести на читателя свидетель­ствуют слова нашего современника, прозаика и публициста, С. Е. Резника: «В «Денисовиче»; не было никакой риторики. Ни од­ной фальшивой ноты. Хроника одного рутинного дня жизни одного самого простого,

незащищенного, маленького человека в этом гулаговском аду, к которому он сам уже настолько притерпелся, что и не замечает львиной доли ужасов своего существования. В этом была особая сила воздействия на читателя, ибо то, чего не замечал сам герой, читатель-то видел и ощущал.

Для этого требовалось ог­ромное мастерство. Так что для меня — прежде всего — это была прекрасная литература»;.

В повести «Один день Ивана Денисовича»; нет рассказчика. По­вествование идет от имени героя. Однако картина мира, которую он видит, воспринимается независимо от самого героя.

И только тогда она усиливается, когда

автор решает напоследок вмешаться в пове­ствование: «Таких дней в его лагерной жизни было три тысячи ше­стьсот пятьдесят три. Из-за високосных лет три дня набегало»;.

Огромная роль в художественном мире писателя принадлежит языковым средствам. Солженицын считает, что с течением времени «произошло иссушительное обеднение русского языка»;, а сего­дняшнюю письменную речь называет «затертой»;. Утрачены многие народные слова, старославянизмы, способы образования экспрес­сивно окрашенных слов.

Желая «восстановить накопленные, а по­том утраченные богатства»;, Александр Исаевич Солженицын не только составил «Русский словарь языкового расширения»;, но и ис­пользовал материал этого словаря в своих книгах, в частности в по­вести «Один день Ивана Денисовича»;.




Художественные особенности «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»