Художественные особенности произведений Фета
Художественные особенности. Поэзия Фета, не столь широкая по тематике, необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. Она неповторима по своему мелодическому рисунку, насыщена бесконечными сочетаниями цветов, звуков, красок.
В своем творчестве поэт предвосхищает многие открытия «серебряного века»;. Новизна его лирики ощущалась уже современниками, которые отмечали «умение поэта ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души
Действительно, лирику Фета характеризует импрессионистичность. Это особое качество художественного стиля, для которого характерны ассоциативные образы, стремление передать первозданные впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти»;, складывающиеся в цельную и психологически достоверную поэтическую картину. Таковы, по сути, все стихотворения Фета.
Слова у поэта многозвучны и многозначны, эпитеты показывают не столько прямые, сколько косвенные признаки предметов, к которым они относятся. Так эпитет «тающая»; к слову скрипка
Такая ассоциативность мышления, умение передать мгновения жизни, мимолетные, ускользающие чувства и настроения помогли Фету подойти вплотную к решению проблемы «невыразимости»; поэтическим языком тончайших движений человеческой души, над которой бились Жуковский, Лермонтов, Тютчев. Ощущая, подобно им, «как беден наш язык»;, Фет уходит от слов в стихию музыкальности. Звук становится основной единицей его поэзии. Композитор П. И. Чайковский даже назвал Фета поэтом-музыкантом. Сам поэт говорил: «Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника сама приходит в соответственный музыкальный строй.
Нет музыкального настроения — нет художественного произведения»;. Музыкальность лирики Фета выражается в особой плавности, напевности его стиха, разнообразии ритмов и рифм, искусстве звукового повтора.
Можно сказать, что поэт использует музыкальные средства воздействия на читателя. Для каждого стихотворения Фет находит индивидуальный ритмический рисунок, употребляя необычные сочетания длинных и коротких строк, звуковые повторы, основанные на ассонансах и консонансах, разнообразные размеры, среди которых особо выделяются трехсложные, прекрасно вписывающиеся в традицию романсов. Не случайно очень многие из стихотворений Фета были положены на музыку.
Художественные открытия Фета были восприняты поэтами «серебряного века»;. Александр Блок считал его своим непосредственным учителем. Но далеко не сразу такая необычная, ни на что не похожая лирика Фета завоевала признание читателей.
Выпустив первые сборники своих стихов еще в 1840-1850-х годах, Фет надолго уходит из литератур ной. жизни и остается известен только узкому кругу ценителей. Интерес к нему возрос на рубеже веков, во время нового расцвета русской поэзии. Именно тогда творчество Фета получило заслуженную оценку.
Он по праву был признан тем, кто, по словам Анны Ахматовой, открыл в русской поэзии «не календарный, настоящий двадцатый век»;.
Художественные особенности произведений Фета