Художественные особенности ранней лирики Маяковского В. В

Говоря о художественных особенностях поэзии Маяковского, важно помнить, что он был одним из основоположников русского футуризма. Кубо-футуристы стремились к единению живописи и поэзии, и в стихах Маяковского присутствует яркая цветовая гамма; мир он отражает часто с помощью геометрических фигур. Маяковский не только поэт, но и художник.

Он видит мир в красках, в цвете. Отсюда яркие метафоры, в которых соединяется подчас несоединимое:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся

окон

Раздали горящие желтые карты.

Ночь, 1912

Обратите внимание на лексику, на метафорическую усложненность образов в стихотворении «Я сразу смазал карту будня…» — «смазал», «сдвинул», «плеснувши краску из стакана». Что «сдвинул» и «смазал»? Будни?

Существующее пространство? Обычный город? Вместо крыши — «чешуя жестяной рыбы», «флейта водосточных труб».

Читая стихотворение, важно увидеть и осмыслить ключевые слова и понятия, так как они содержат явную или скрытую антитезу или аналогию. Так, в приведенном стихотворении главной фразой является: «Я

сразу смазал карту будня…» Для чего? Ответ скрыт в антитезе «Я показал на блюде студня / косые скулы океана».

Уход от будней предполагает встречу с возвышенным, прекрасным. Например, с ноктюрном, который можно сыграть «на флейте водосточных труб». Это стихотворение — образец философской лирики, в нем осмысляются вопросы бытия.

По наблюдению К. Д. Муратовой, «раннее творчество свидетельствовало о сильном увлечении Маяковского формальным экспериментаторством. Будучи не только поэтом, но и ху-дожником-авангардистом, он стремился к воссозданию необычных зрительных образов, к усложненности и деформации их. Подобно тому как в живописи кубистов мир предметных явлений распадался на плоскости и объемы, Маяковский рассекал порою отдельные слова и создавал своеобразную игру рассеченных частей.

У-

Лица.

Лица

У

Догов

Годов

Рез-

Че.

Че-

Рез

Железных коней

С окон бегущих домов

Прыгнули первые кубы».

Кроме того, для футуристов принципиально важна была концепция «самовитого» слова, т. е. слова, очищенного от позднейших смысловых наслоений, как говорили футуристы, слова в его первоначальном виде, или слова, придуманного самим творцом, которое не замутнено ничем. Поэтому уже в ранних стихах Маяковского много неологизмов, придуманных им. Он мог употребить слово с несвойственным ему суффиксом, мог просто придумать новое слово. Словотворчество было важнейшей особенностью поэзии Маяковского.

В его ранних стихах часто встречаются звукоподражания, он не боится использовать язык улицы.

Стих Маяковского — ораторский, направленный на выступление перед большой аудиторией. Важнейшим для поэта было убеждение в том, что литература должна не только и не столько отражать жизнь в ее многообразии, но в первую очередь воздействовать на нее, стремясь изменить мир к лучшему. Чтобы «достучаться» до людей, нужно, по его мнению, не только публиковать стихи, но агитировать.

Маяковский активно использовал тонический стих: строка делилась не на стопы, а на ритмико-смысловые доли, выделяемые интонационно и логически. Например, в стихотворении «Дешевая распродажа» :

Слушайте ж:

Все, чем владеет моя душа,

— а ее богатства пойдите смерьте ей! — великолепие,

Что в вечность украсит мой шаг,

И самое мое бессмертие,

Которое, громыхая по всем векам,

Коленопреклоненных соберет мировое вече, —

Все это — хотите? —

Сейчас отдам

За одно только слово

Ласковое,

Человечье.

Традиционные рифмы чаще всего присутствуют в стихотворениях Маяковского, но их сложно заметить: четверостишие разбито на отрезки, в которых рифму не сразу можно выделить. Разбивку стиха на интонационные отрезки с внутренней рифмовкой Маяковский ввел в 1923 году.

Рифме поэт уделял большое значение. Ударное слово он ставил в конец строки, что придавало этому слову особый вес. Рифма Маяковского часто бывает неточная: он рифмует не только концы строк, но и середины, середину и конец. Важно, чтобы совпадали гласные, а совпадение согласных не обязательно.

Часто поэт использует составную рифму: «влип как — скрипка».

Поэтический голос Маяковского то звучал «медногорлой сиреной», то нежно и проникновенно, умел «подымать и вести и влечь», доказывать, убеждать… Отсюда и особый строй стихов, когда поставлена на учет «каждая мелочишка», — лексика, образный строй, интонация, ритмика, рифма — все несет смысловую нагрузку.




Художественные особенности ранней лирики Маяковского В. В