Ян Амос Коменский. Через главное сочинение Коменского — «Великая дидактика»

Красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогии с естественными «основоположениями»,

законами природы.

Коменский пытается сформулировать общие закономерности природы и воспитания. Говоря о законах природы, он считал природу созданием провидения. Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы у Коменского при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на природу человека и на природные возрастные особенности детей.

Жан — Жак Руссо. Дети должны воспитываться, по Руссо естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо

следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми» — писал Руссо. Он считал, что Воспитание получают из трех источников: От природы.

От окружающих людей. От вещей. Правильным воспитанием будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Иоганн Генрих Песталоцци. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы Развить все природные силы и способности человека, Причем это развитие должно быть Разносторонним и гармоническим. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, — это согласие с природой.

Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требует от него как члена общества.

Песталоцци считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно — животных свойств». Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой форме: воспитание строит свое здание поверх большой, прочно стоящей скалы и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней.

Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления на свет: «час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, Согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

В педагогике произошло противопостановление понятий коллективизма и индивидуализма при однозначном поощрении воспитания коллективиста в коллективе и забвении, даже обсуждении, воспитания индивидуальности средствами парно — индивидуального взаимодействия.

Подлинный педагог, организуя жизнь детского коллектива по всем законам коллективообразования, одновременно выходит и на обустройство личной жизни, стабилизацию духа каждого ребенка с помощью индивидуально — личностного, парного взаимодействия детей и причастных к воспитанию взрослых.

Осуществление широко масштабного воспитательного взаимодействия детей и взрослых — один из важнейших путей сближения старшего и подрастающего поколения, достижения взаимопонимания, содействия взаимному духовно — нравственному становлению и очищению. Цель индивидуально — личностного взаимодействия взрослых и детей расслаивается на две одинаково важные: Внешнюю, очевидную для взрослых и детей — деловую в основе общения, и Внутреннюю, скрытую, духовно — нравственную, педагогическую.

Внешняя цель состоит в том, что наставник — воспитатель делится с ребенком своим жизненным опытом, знаниями, умениями и навыками. Это своеобразная форма шефства, индивидуального наставничества. Реальный критерий успешности такого парного взаимодействия — овладение школьниками конкретными знаниями, умениями, навыками.

Внутренняя состоит в том, чтобы на основе взаимной приязни, симпатии наладить человеческий доверительный духовно — нравственный контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни, обсуждать проблему идеалов, потребностей, интересов. Товарищеская привязанность позволяет эффективно влиять на мотивы, пробуждать общественные и личные стимулы, раскрывать жизненную перспективу, стабилизировать психику. Большое значение имеет и то обстоятельство, что мальчики испытывают нужду в твердой и надежной мужской руке, а девочки — в чутком и отзывчивом сердце.

Совместная целесообразная деятельность двух субъектов воспитания и жизни направлена прежде всего на утверждение самоутверждение статуса ребенка в мире общественных отношений, явлений, предметов, и вещей.

Воспитатель содействует школьнику в достижении успеха в учебе, повседневных делах, удовлетворении здоровых интересов, развитии контактности и избежании конформизма. В результате ребенок постепенно обретает чувство свободы, осознание необходимости и желание отстаивать ее. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы.

Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суждения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях.




Ян Амос Коменский. Через главное сочинение Коменского — «Великая дидактика»