Юмор и сатира в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Юмор — один из элементов гения.

И. Гете

Наверное, самый дорогой дар природы — веселый, насмешливый и добрый ум. Мне кажется, именно таким умом и обладал наш гениальный русский поэт. А судьба?

Невольно задумываешься о назначении сатирического поэта и его судьбе. Итак, Пушкин, каким он явился в «Онегине»…

Если прочесть роман повнимательнее, то мы увидим, что в нем одним из главных героев является Пушкин. И, конечно, сразу признаешь в нем блестящего сатирика.

Меня всегда удивляло изящество его иронии, от еле заметной

до едко насмешливой. Так, всем известно начало первой строфы: «Мой дядя самых честных правил…»

Ho понимаем ли мы, что хотел здесь сказать поэт? Ведь тут скрыта цитата из басни Крылова «Осел и мужик»:

«Осел был самых честных правил:

Ни с хищностью, ни с кражей незнаком…»

Он нанялся сторожить огород и, добросовестно гоняя птиц, перетоптал все гряды своими длинными ногами.

Похвала-то оказывается насмешкой!

Далее мы узнаем, что его дядя «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». Ho оказывается: выражение «мух давить» значило «пьянствовать». Невольно вспоминаются

слова Достоевского: «Зачем живет такой человек?» Удивителен сатирический талант Пушкина, поразителен его лаконизм: в одну фразу уложилась вся жизнь человека, вся его сущность, натура.

Весь этот страшный мрак, бездуховность жизни русской деревни XIX века отдаются печалью и иронией в душе поэта. He случайно уже в первой строфе слышна еле заметная ирония, — когда Пушкин говорит о «прелестном уголке». Чем дальше он описывает деревню, тем слышнее ирония.

Дом дядюшки Онегина назван «почтенным замком», хотя обставлен он весьма скромно: «два шкафа, стол, диван пуховый…» Слово «замок» вызывает мысли о феодале, которому подчинены безропотно вассалы, о несправедливости, царящей там, где властвует «барство дикое».

Такова русская деревня. Ho как только Пушкин переходит к родителям Татьяны и Ольги, возникает усмешка:

Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Ho в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой…

Убийственная строчка: «в прошедшем веке запоздалый». Достойный сосед дядюшки Онегина, единственным чтением которого был «календарь осьмого года» . Таких комических положений и характеристик в романе рассыпано очень много.

Комична и одновременно грустна вся история матери Татьяны и Ольги, написанная Пушкиным подробно, хотя и коротко. Была романтическая девица, «писывала кровью она в альбомы нежных дев». He «писала» — писать можно и один раз, а «писывала», то есть не раз, значит, проделывала это романтическое действие, — «звала Полиною Прасковью… корсет носила очень узкий», а книг не читала: слышала о модном тогда английском писателе Ричардсоне и его герое Градинсоне от своей московской кузины. И влюблена была очень возвышенно в романтического юношу, который на самом деле «… был славный франт, // Игрок и гвардии сержант.»

Мать Татьяны и Ольги быстро преодолела свою «любовь к Градинсону»: ее выдали замуж за другого, а она «привыкла и довольна стала». Так Ларина силой привычки превратилась из возвышенного создания в чрезвычайно практичную особу:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы…

Обыкновенная барышня стала обыкновенной барыней — вполне закономерное превращение!

Саркастически смотрит Пушкин на стариков Лариных: они ведь добрые, в сущности, люди, а как тускло и мелко живут! «Привычки милой старины», царствующие в доме Лариных, приятны поэту:

У них на масленице жирнойВодились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Ho эта размеренная, спокойная жизнь по раз и навсегда установленным традициям не освящена мыслью, делом. Она бесполезна и потому страшна.

Если, говоря о воспитании и поверхностном образовании своих героев, Пушкин прибегает к иронии, повествуя о стариках Лариных, часто использует комизм отдельных положений, то, рисуя соседей Лариных, поэт прибегает к сарказму.

Если сравнить строки из сна Татьяны и описание собравшихся на бал соседей, сразу становится ясно, кто именно снился Татьяне. Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле вот они какие: «один в рогах с собачьей мордой, другой с петушиной головой… вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке…»

Гротеск? Фантазия? Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рожденные фантазией.

Ее тонкий, хотя и суеверный, ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей.

А чудовища из сна — вот они, наяву. И неизвестно еще, где они страшнее.

С своей супругою дороднойПриехал толстый Пустяков…

Всего две строчки сказаны о Пустяковых, а больше ничего и не нужно: супруга дородная, сам толстый, а фамилия чего стоит: Пустяков…

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков…

Фамилия объясняет, как он управляет своими мужиками: Гвоздин — от выразительного глагола «гвоздить».

И здесь проявляется сатирический талант Пушкина. Как он умеет «одарить» героя фамилией!

А вот и молодежь:

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

«Уездный франтик Петушков» — три слова, больше ничего не сказано. Ho мы зрительно ощущаем этого пустопорожнего шалопая, с петушиным хохолком, в пестром одеянии, с дурным французским выговором и без единой мысли в голове. Ho самая страшная фигура завершает галерею:

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Слова падают, как ядра: обжора, взяточник и шут!

Сарказм в изображении внутреннего мира помещиков: паразитизм их существования, праздность, полная душевная опустошенность — черты, свидетельствующие о моральном вырождении дворянского класса.

Так, сатирически изображая современное ему общество, Пушкин выражал тревогу за судьбу своей Родины, ибо любовь к Отечеству не терпит ни пустого краснобайства, ни бесплодного прекраснодушия.

«Глаголом жги сердца людей!» — завещал Пушкин своим собратьям по призванию. Только живое, обжигающее, яркое и проникновенное слово трогает душу и пробуждает ум. Сатирическим писателем, обладающим живым словом, заставляющим размышлять и переживать, останется Пушкин в нашей благодарной памяти.




Юмор и сатира в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»