З. Н. Гиппиус самобытная фигура «серебряного века»

З. Н. Гиппиус — самобытная фигура «серебряного века»;, яркая поэтесса и мемуаристка, оставившая в книге воспоми­наний «Живые лица»; свое свидетельство об этой эпохе. По­эзия 3. Гиппиус — монолог души. Являясь долгие годы женой Д. С. Мережковского, с которым она не расставалась даже на не­сколько дней, Зинаида Николаевна также находилась под властью религиозных исканий, по-новому смотря на Бога, обретая в христи­анстве некоторую жизненную и творческую опору.

Первые стихо­творения поэтессы появились в 1888 году в журнале «Северный

вестник»;, вокруг которого сгруппировались символисты старшего поколения. Вместе с Д. С. Мережковским и Д. В. Философовым 3. Гиппиус в 1903-1904-ом годах издавала литературный журнал «Новый путь»;, в котором выступала не только как поэт, но и как критик и публицист. Первые поэтические сборники «Собрание сти­хов»; вышли в 1904 и 1910-м годах. В стихотворениях этого периода чувственная любовь лирического героя сочетается со страхом смер­ти. Собственная личность понимается поэтессой как высшая цен­ность, в лирике прослеживаются мотивы собственной избранности, культ одиночества, эстетизация упадка: Люблю я отчаяние
мое безмерное, Нам радость в последней капле дана.

И только одно здесь я знаю верное: Надо всякую чашу пить до дна. Основные темы своей поэзии: человек, любовь и смерть — З. Н. Гиппиус продекламировала в 1927-ом году в стихотворении «Тройное»;: Тройной бездонностью мир богат. Тройная бездонность дана поэтам.

Но разве поэты не говорят Только об этом? Только об этом? Тройная правда — и тройной порог. Поэты, этому верному верьте.

Только об этом думает Бог: О Человеке. Любви. И Смерти. Поэзии 3. Гиппиус свойственна психологическая углубленность, поиск новой веры, гордое одиночество, стилистическое мастерство, рит­мическая изысканность.

В. Я. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы «писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные, легко запоминающиеся формулы»;. Стиль Гиппиус нельзя спутать ни с кем: много в нем личностного, потаенного: Мы негодуем иль играем, Иль лжем — но в сердце тишина. Мы никогда не изменяем: Душа одна — любовь одна.

Молитва — любимый жанр поэтессы. К ней она обращается, мечтая о чуде: И это желание не знаю откуда Пришло откуда. Но сердце просит и хочет чуда, Чуда!

В 1918 году опубликован поэтический сборник З. Н. Гиппиус «По­следние стихи. 1914-1918″. Находясь под воздействием символист­ской эстетики, 3. Гиппиус пишет о тяжелых для России потрясениях начала XX века в стихотворениях «14 декабря»;, «14 декабря 17 года»;, «14 декабря 18 года»;, посвященных декабристской тематике.

Петер­бург предстает в этих стихах «оплеванной Невой»;, городом, где поте­рян «и стыд души, и честь земли»;. Петербург — «герой»; многих сти­хов Гиппиус: «Петербург»; , «Петроград»; , «Лазарь»; и др. Для поэтессы столица — победоносный деспот, который умер­щвляет своим дыханием поверженную Россию. Это — город смерти, ему она предрекает отмщенье : Кто посягнул на детище Петрово? Кто совершенное деянье рук Смел оскорбить, отняв хотя бы слово, Смел изменить хотя б единый звук?

Не мы, не мы… Растерянная челядь, Что, властвуя, сама боится нас! Все мечутся, да чьи-то ризы делят, И все дрожат за свой последний час…

Город на Неве для Гиппиус — трагический символ былого вели­чия. Стихотворения поэтессы разных лет, посвященные северной столице, вписаны по праву в контекст эпохи. В 1909 году поэтесса шлет проклятья и гибель городу — «Божьему врагу»; и утверждает, что никакое «очищающее пламя»; его не спасет, в де­кабре 1914 года, разгневавшись «патриотическим»; переименовани­ем «детища Петрова»;, призывает на помощь «Медного Вождя»; и уверена, что «прекрасно-страшный Петербург»; восстанет в «белоперистости вешних пург»; , В 1919-м году, также как и муж Д. С. Мережковский, не приняв Октябрьской ре­волюции 1917-го года, З. Н. Гиппиус эмигрировала из России во Францию, где и прожила до конца своей жизни.




З. Н. Гиппиус самобытная фигура «серебряного века»