Задания по теме «Особенности общения с аудиторией радио и телевидения»

Цель практических занятий — обсудить социально-психологические особенности радио — и телевизионной аудитории; определить, как формируется и какое влияние оказывает образ выступающего по радио и телевидению на массовую аудиторию. В заданиях по теме «Особенности общения с аудиторией радио и телевидения» используются следующие термины.

Аудитория — совокупность людей, к которым обращаются средства массовой информации и которые воспринимают обращенную к ним информацию.

Интервью — форма устной коммуникации, предполагающая

наличие двух сторон, по крайней мере одна из которых имеет заранее определенную и серьезную цель; при этом формой поведения является обмен вопросами и ответами.

Массовая коммуникация — систематическое распространение сооб-щений среди больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, психологического, организационного и др. видов воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Образ коммуникатора — более или менее устойчивое эмоционально окрашенное представление о коммуникаторе, возникающее у зрителей или слушателей в процессе восприятия его выступления.

Социально-психологические

характеристики теле — и радиокоммуникации — особенности взаимодействия между выступающими по радио или телевидению и аудиторией средств массовой информации, оказывающие влияние как на поведение выступающих, так и на восприятие их сообщений телезрителями/радиослушателями.

Средства массовойинформации-организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкаль-ной информации.

Эффект привлекательности — положительный образ коммуникато-ра, вызываемый такими качествами выступающего, как компетентность, внешняя привлекательность, тактичность, авторитетность, содействующий положительному восприятию его сообщения.

— 24.1. Посмотрите какую-либо телевизионную передачу с приглашением гостей. Составьте список того, что, на ваш взгляд, во внешнем виде или поведении выступающих ухудшало восприятие содержания их выступлений.

— 24.2. В качестве одной из особенностей теле — и радиокоммуникации называют то, что коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности учитывать ее реакцию и соответствующим образом на нее реагировать. Можно ли считать, что данная особенность перестает быть актуальной потому, что во многих радио — и телевизионных передачах используется такая форма обратной связи, как «звонки в студию»?

Объясните свою точку зрения.

— 24.3. В популярном кинофильме «Москва слезам неверит» есть сцена, когда о главной героине — директоре фабрики — делают телевизионный репортаж. Свое выступление она начинает словами: «Если у мужчин есть свои дела, пусть они ими займутся. Наша продукция, я думаю, в основном, интересует женщин».

Какой прием использует героиня для привлечения внимания телевизионной аудитории, начиная свою встречу таким образом; какие особенности аудитории при этом учитываются?

ЛИТЕРАТУРА

Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В. И. Максимова. М., 2000 . Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1989.

Леонтьев АЛ. Психология общения. М., 1997 . Мельник Г. С. Mass-Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996 . Рощин С. К. Психология и журналистика.

М., 1989.

Трескова СИ. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989.

Человек в кадре. Материалы научно-практической конференции. М., 1990.

Яш к и массовая коммуникация. Социолингвистическое исследование. М., 1984.




Задания по теме «Особенности общения с аудиторией радио и телевидения»