Жанр политической трагедии — «Дон Карлос, инфант Испанский»

Жанр политической трагедии получил развитие в «Доне Карлосе», над которым Шиллер работал с 1783 по 1787 г. Жанр «Дона Карлоса» сам автор определил как драматическую поэму. Это переходное произведение в его творчестве. Шиллер избирает поэтическую форму трагедии в отличие от штюрмерских трагедий, написанных прозой, при этом использует белый стих по образцу шекспировских трагедий, переносит действие из современности в прошлое. Действие трагедии происходит в 1568 г. в Испании.

Среди героев — исторические лица: испанский король Филипп

II и его сыщ дон Карлос.

Шиллер, вопреки историческим фактам, придает дону Карлосу черты пылкого поборника республиканских идей, сторонника независимости испанских Нидерландов. Ему противостоит отец, ревнующий к нему свою молодую жену и видящий в нем угрозу своему деспотизму. Но есть и верный друг — маркиз Поза, аюбимый герой Шиллера, наиболее яркое воплощение его представления о персонаже как рупоре идей автора, носителе авторского идеала.

Под влиянием вольнолюбивых речей Позы дон Карлос хочет бежать в Нидерланды, но его план раскрыт, и король бросает его в тюрьму и приговаривает к казни. Пришедший к дону

Карлосу в камеру маркиз Поза застрелен и умирает на руках друга.

Финал трагедии мрачен, но не безысходен, так как зрители знают дальнейшую историю Нидерландов, семь провинций которых вскоре освободились от испанского владычества. Еще более широкое признание трагедия получила, когда Д. Верди написал на ее сюжет оперу «Дон Карлос» .

Веймарский период. После триумфа «Разбойников» в реакционной прессе начинается травля Шиллера. В 1782 г. герцог Вюртембергский запретил ему писать что-либо помимо медицинских трудов.

Не вынеся деспотизма герцога, 22 сентября 1782 г. Шиллер бежал из Вюртемберга в Мангейм, где некоторое время жил под вымышленными именами.

В 1787 г. после недолгого пребывания в Лейпциге и Дрездене по приглашению герцога Веймарского Карла Августа Шиллер переезжает в Веймар, где знакомится с И. Г. Гердером, X. М. Виландом и другими выдающимися деятелями немецкой культуры, а 7 сентября 1788 г.

— с Гете, их отношения с лета 1794 г. перерастают в дружбу и тесное творческое сотрудничество. По рекомендации Гете, Шиллер в конце 1788 г. получает предложение занять место экстраординарного профессора истории в Йенском университете и вскоре переезжает в Йену, где с некоторыми перерывами прожил до 1802 г. , когда писатель, всегда нуждавшийся, собрал наконец средства для покупки дома в Веймаре. Увлечение античностью, философией Канта, творчеством Гете приводит к переходу Шиллера с позиций штюрмерства на новые позиции, определяемые термином «веймарский классицизм». В этот период им написаны историческая трилогия «Валленштейн» (опубл.

1800), в которую вошли пьесы «Лагерь Валленштейна» , «Пиколомини» , «Смерть Валленштейна» ; трагедии «Мария Стюарт» , «Орлеанская дева» , «Мессинская невеста» , народная драма «Вильгельм Телль» , стихотворения и поэмы «Боги Греции» , «Художники» , «Идеал и жизнь» и др., баллады, в том числе «Пловец» , «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» , эпиграммы, в том числе «Ксении» , новеллы «Игра судьбы» и др., незаконченный роман «Духовидец» , эстетические работы «О стихотворениях Бюргера» , «О трагическом в искусстве» , «О грации и достоинстве» , «Письма об эстетическом воспитании человека» , «О возвышенном» , «О наивной и сентиментальной поэзии» , «Об эпической и драматической поэзии» и др., исторический труд «История Тридцатилетней войны» . Он перевел фрагменты «Энеиды» Вергилия, переработал для сцены Веймарского театра «Эгмонта» Гете, «Макбета» Шекспира, «Турандот» Гоцци, «Ифигению» Гете, «Федру» Расина. Несмотря на тяжелую болезнь, Шиллер до последнего дня жизни напряженно работал.




Жанр политической трагедии — «Дон Карлос, инфант Испанский»