Жанр романа-исповеди на примере произведений Мориака

Затрудненный, но все же неуклонный процесс просачивания актуальных общественных проблем в искусство виден и на созданных в 30-е годы романах Франсуа Мориака. Его романы принадлежали к очень распространенному в 20-е годы семейно-психологическому жанру со сложной и противоречивой системой мотивировок, совмещавшей реалистическую типизацию с натурализмом, опыт реализма с влиянием модернистов. Друживший с Прустом, восхищавшийся его искусством, Мориак сомневался, однако, в том, что роман Пруста свидетельствует о победе его метода, поскольку роман

превращается в «клиническое исследование ревности» и все герои «однолики». Ф. Мориак — писатель-католик, что сказалось на его искусстве, выразилось в однотонности проблематики и предопределенности решений.

Однако Мориак ограничивал роль предвзятых религиозных идей в художественных произведениях и считал, что он должен рассказать правду, показать «греховные» страсти и их преодоление. Позиция Мориака преломилась в обостренном внимании к душевным коллизиям, к сложным психологическим узлам, к «самым глубоким тайникам души».

Среди наиболее известных романов Мориака — «Клубок змей»

. В обычном для себя жанре семейного романа, романа-исповеди, с обычной заданностью чисто церковной идеи: душа-«низкое существо», а герой — «презренный грешник», обреченный на страдание, Мориак сумел, однако, показать социальную обусловленность и характерность целой системы взглядов героя-буржуа и буржуазной семьи. Герой тяжело болен, он торопится сказать свое последнее слово, сказать правду, разорвать привычную для него паутину лицемерия и лжи. Только теперь рн решился отступить от уклада внешне благопристойной и приличной буржуазной семьи, которая на самом деле не что иное, как «клубок змей».

Мориак комментирует прошлое время временем настоящим, следствием, итогом: собрались родственники, они тоже «клубок змей», ожидающих добычи, привыкших относиться к человеку, как к «автомату, выбрасывающему десятифранковые кредитки». Такое соотношение двух планов вносит драматизм и динамику в рассказ, социально его уточняет. Рассказчик незамедлительно признается: «Я люблю деньги… мне все кажется, что я еще мало, мало накопил золота». «Клубок змей» и в его душе, а рассказывает он о том, как возник этот клубок, как человек стал «великим мастером убивать в себе всякое чувство» и «довольствоваться простейшими отношениями — теми, которые покупаются за условленную заранее цену».

В конце романа этот социально и психологически обоснованный конфликт снимается писателем — Мориак заставляет своих героев раскаяться, возлюбить друг друга, и все они оказались уже не «гадюками», а более или менее готовыми к причастию христианами, торопящимися освободиться от своих грехов. В сложную, как сама жизнь, ткань повествования врывается все упрощающая религиозная догма, звучат поучения писателя-католика.

Такая же противоречивость и в романе Мориака «Дороги в никуда» . Метафизичность и догматизм исходных положений писателя разбиваются влиянием живой жизни, большим искусством, воссоздающим запутанный клубок чувств и мыслей людей, изломанных обществом, где «сущность всего — деньги». Как и в романе «Клубок змей», золото отравляет героев, извращает и искажает самые естественные чувства и связи, превращает людей в «гадюк». Более определенно, чем когда-либо раньше, Мориак говорит в этой книге о необходимости «изменить лик» земли, покончить с царством золота. «Революция или бог!» — эти слова произносит один из героев романа, поэт Пьер Костадо. Костадо рассуждает о несправедливости буржуазного общества, о бедных, об эксплуатации. Но все эти думы — лишь «благие намерения», подавленные ленью, чревоугодием и спесью, которые Пьер не в состоянии одолеть.

Он беспомощен, как и другие герои Мориака, прикован к своей греховной природе. Подняться над ней помогает ему лишь божья воля — поэтому романы Мориака не укрепляют надежд на совершенствование человека, в отличие от. произведений Мартен дю Гара, Сент-Экзюпери, не говоря уже о Барбюсе, Арагоне, писателях-революционерах. В «темнице одиночества», в которой оказывается, по Мориаку, каждый человек, перед лицом того «никуда», к которому влекутся люди, лишь бог — спасение и утешение.

Денежные отношения, опутывающие героев Мориака как липкая и губительная паутина, приобретают в его романах видимость какого-то проклятья, одной из вечных и фатальных сил. Другая такая сила — смерть. Очень конкретное и детализированное изображение психологии, быта, семейных отношений, частной жизни в ее буржуазной характерности совмещается у Мориака с отвлеченностью и неопределенностью более широкой панорамы.

Связь произведений Мориака с конкретными историческими условиями не всегда ощутима даже в 30-е годы, когда эти условия укрепляли реалистическую сторону его метода, конкретизировали обстоятельства существования героев, а иных из них привели к мысли о бунте против общества, где «сущность всего — деньги».




Жанр романа-исповеди на примере произведений Мориака