Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор.
Писатель, по наблюдению Е. А. Яблокова, сумел слить в нем воедино поэтику романтизма, реализма и модернизма. Необычность булгаковского творения во многом связана также с его сюжетножанровым своеобразием. Сам писатель жанр своего произведения определил как роман.
Литературоведы называют его романом — мифом, философским романом, романом-мистикой, философско-сатирическим романом. И все это верно, потому что роман о будущем, настоящем и вечном.
Композиционно книга Булгакова столь же необычна — это роман в романе. Один роман рассказывает о судьбе Мастера, другой — о судьбе Понтия Пилата. Вместе с Мастером мы оказываемся в Москве 30-х годов XX века, с Понтием Пилатом — в Ершалаиме 30- х годов I века новой эры.
События происходят в одном и том же месяце в течение нескольких дней перед Пасхой с промежутком в 1900 лет. Московские и ершалаимские главы глубоко взаимосвязаны.
В романе можно выделить три сюжетные линии. Первая — философская: Иешуа и Понтий Пилат; вторая — любовная: Мастер и Маргарита; третья — мистическая и в то же время сатирическая: Воланд и его компания. Объединяет эти линии в одну сюжетную канву образ Воланда
Сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога является завязкой романа. На протяжении повествования то в библейском, то в современном мире автор поднимает важнейшие проблемы человеческого бытия и завершает сюжетные линии, подведя своих героев к Вечности.
Дайджест:
- Художественные особенности Романа «Мастер и Маргарита»Художественные особенности. Роман «Мастер и Маргарита»; очень интересен и в то же время сложен в композиционном плане. В нем присутствуют два мира: мир Мастера и мир Иешуа. Персонажи каждого из этих миров живут своей жизнью, и в то же время они находятся в сложных взаимоотношениях. Автор, с одной стороны, противопоставляет своих героев, а, с другой, ... Читать далее...
- Особенности сюжета романа «Мастер и Маргарита»Назовите наиболее важные особенности сюжетно-композиционного построения романа «Мастер и Маргарита». Как можно определить его жанровую природу? Роман Булгакова представляет собой сложное жанровое образование. Здесь есть признаки социально-сатирического произведения. В таком ключе написаны московские главы, рассказывается о казнокрадах, взяточниках, приспособленцах, лодырях, рвачах, пьяницах, о человеческой завистливости и жестокосердии, легкомыслии и своекорыстной хитрости. Разговор Воланда с Берлиозом, ... Читать далее...
- Идейно-тематическое содержание Романа «Мастер и Маргарита»Идейно-тематическое содержание. Роман «Мастер и Маргарита»; необычайно сложен. Существуют множество его толкований. И сегодня роман вызывает споры, появляются новые публикации о нем. Булгаков долгие годы вынашивал роман, отдавая ему все свои силы и переживания. Это достоверная книга о непростом времени. Стремясь точно и непредвзято передать черты той эпохи, в которой парадоксальным образом сплелись прошлое, настоящее ... Читать далее...
- На тему: Композиционные особенности романа Тургенева «Отцы и дети»Композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Композиция — это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В центре системы персонажей романа один главный герой — Базаров. В основе композиции «Отцов ... Читать далее...
- Почему «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — это «роман в романе»? по роману Мастер и МаргаритаВ «Мастере и Маргарите» М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус. Главы романа условно разделены на «московские» и «новозаветные». Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого ... Читать далее...
- Сюжетно-композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»Композицию романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать замедленной кольцевой. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки — Марьино — город*** — Никольское — деревня родителей Базарова. Второстепенным пунктом являются Хохловские выселки. В Хохловских выселках на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов встречает сына в начале романа, здесь же Базаров и ... Читать далее...
- Своеобразие жанра композиции романа «Мастер и Маргарита»Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно ... Читать далее...
- История создания романа «Мастер и Маргарита»План Введение Идея возникновения произведения «Рукописи не горят» Судьба романа » Мастер и Маргарита » сегодня Введение Роман Мастер и Маргарита известен во всем мире. По его сюжету созданы кинофильмы и сериалы, а многие кинотеатры считают за честь поставить спектакли по этой удивительной книге. История создания «Мастер и Маргарита» Булгаковым полна трудностей и переживаний. Это ... Читать далее...
- Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. АОбыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж — обыватель. ... Читать далее...
- Философская проблематика романа «Мастер и Маргарита» Булгакова М. АСледы исчезнут поколений, Ho жив талант, бессмертен гений. Ф. Н. Глинка Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принес автору посмертную мировую славу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций отечественной литературы, ... Читать далее...
- Сюжетная организация романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»Роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое целое миф и реальность, сатирическое описание быта и романтическую линию сюжета, иронию и сарказм. Отсюда и необыкновенная художественная организация произведения: он составляется будто из трех историй. Первая — мифологическая, или библейская. В ней происходят важнейшие ... Читать далее...
- Герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита»В многолюдном собрании лиц, населяющих роман, роль этого персонажа обозначена со всей определенностью. Глава, в которой с ним встречается читатель, названа «Явление героя». Между тем в пространстве сюжета М. занимает немного места. Он появляется в 13-й главе, когда вступили в действие все основные лица, а некоторые уже его покинули. Затем Мастер надолго исчезает из повествования, ... Читать далее...
- Мои впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»Прочитав всемирно известный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» я осталась под впечатлением, в хорошем смысле этого слова. В процессе чтение возникает бесчисленное множество тайн, загадок и неясностей, о которых до сегодняшнего дня спорят литературные критики, потому как не могут придти к общему мнению. Я считаю, что Булгаков сумел создать величайший роман в истории огромной мировой ... Читать далее...
- В чем причина гениальности романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?Почему роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является гениальным произведением русской литературы — вот проблема, над которой рассуждает Л. Жуховицкий. Размышляя о творчестве писателя, автор обращает внимание на то, что тот работал во времена таких ярких художников, как И. Бунин, М. Горький, М. Шолохов, А. Толстой, поэтому ему было бы » не стыдно и затеряться ... Читать далее...
- Последние строки романа «Мастер и Маргарита»На протяжении 1928-1940 годов M. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», в котором рассказал о том, что нельзя было высказать вслух: о свободе, христианских заповедях, независимости творчества, силе человеческого духа. Булгаков, как и любой просвещенный человек, видел недостатки и ошибки тогдашнего устройства. Как писатель, он описал в своем романе эти проблемы, мастерски вплетая их ... Читать далее...
- На тему: Проблемы и идеи романа «Мастер и Маргарита»«Мастер и Маргарита» — произведение фантастического реализма, ведущего традицию от Гете, Гофмана, Гоголя, Вельтмана. Реалистическое изображение действительности сочетается с фантасмагорией, дьяволиадой; сатира переплетается с глубоким психологизмом и лирической эмоциональной тональностью. В романе события разворачиваются в трех философско-временных планах: реальное настоящее — это сатирическое изображение нравов и обычаев Москвы 1920-1930-х гг. и драматическая повесть о любви ... Читать далее...
- Эпиграф романа «Мастер и Маргарита»Несколько слов эпиграфа бывают, как правило, призваны намекнуть читателю на что-то особенно важное для автора. Это может быть и историческое значение изображаемого, и специфика художественного воплощения, и глобальная философская проблема, решаемая в произведении. Эпиграф романа «Мастер и Маргарита», по сути дела, является краткой формулировкой основной идеи дальнейшего повествования, заключенной в констатации бессилия человека перед высшим ... Читать далее...
- Анализ романа Мастер и МаргаритаТрадиция постановки серьезных философских вопросов, заложенная русской классической литературой, была подхвачена и отечественной литературой XX века. Правда, надо сказать прямо, что философская проблематика в произведениях социалистического реализма была не в чести. Ее место заступали в основном социальные вопросы. И все же полностью лишить литературу философского содержания не удалось. Во многом она переместилась в сферу «потаенной ... Читать далее...
- Смысл названия Романа «Мастер и Маргарита»Смысл названия. Считается, что существует 8 редакций романа с разными заглавиями: «Сатана»;, «Князь тьмы»;, «Черный маг»;, «Инженер с копытом»;. Все эти названия говорят о желании автора создать произведение о нечистой силе. Однако в последнем варианте романа тема любви и творческой свободы художника затмевает все остальные. Роман получает название «Мастер и Маргарита»;. В 20-е годы появилась ... Читать далее...
- Сюжетное построение романа Булгакова «Мастер и Маргарита»Талант художника был у Булгакова от бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20 — х годов им был задуман роман «Инженер с копытом», но с 1937 года он получает другое название — «Мастер и Маргарита». Все, что пережил ... Читать далее...
- Система образов Романа «Мастер и Маргарита»Система образов. Вследствие того, что роман состоит из двух частей, в нем два главных героя: Мастер и Иешуа. Они являются героями-двойниками. Соответственно двойниками являются и многие второстепенные персонажи. Так, Иван Бездомный и Левий Матвей являются последователями своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда из Кириафа — их предателями. Мастер пишет роман об Иешуа и Понтии Пилате. ... Читать далее...
- — Полифония романа Мастер и Маргарита»Когда в конце 1966 — в начале 1967 г. в журнале «Москва» был впервые опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», проголодавшаяся за настоящей литературой читательская публика бросилась читать произведение, записываясь у очередей на экземпляр журнала, передавая его из рук у руки на два дня. Чем же пленил читателей этот роман? О чем он? А ... Читать далее...
- В каком герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощена идея всепрощения?В каком герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощена идея всепрощения? Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»? а. Гоголь б. Достоевский в. Гофман г. Толстой д. Гете Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? а. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина б. Евангелие в. «Фауст» Гете Кто ... Читать далее...
- План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении 1928-1940 лет. Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным, писатель вносил изменения в текст главнейшего романа своей жизни, диктуя их своей жене, которая была прототипом главной героини произведения. Впервые роман был напечатан лишь 1966 ... Читать далее...
- Жанровые особенности романа «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»Жанровые особенности. В первый период творчества писатель обращался к так называемым малым жанрам. Это были фельетоны, рассказы, повести. Одновременно с созданием сатирических произведений писатель работал над своим первым романом. По свидетельству машинистки писателя, роман задумывался как трилогия. Рукописи романа «Белая гвардия»; не сохранились. Развернутые психологические характеристики персонажей, реалистическое описание событий и деталей окружающего мира позволяют ... Читать далее...
- Центральный персонаж романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Образ Иисуса Христа возникает на первых страницах романа в разговоре двух собеседников на Патриарших прудах, один из которых, молодой поэт Иван Бездомный, сочинил антирелигиозную поэму, но с поставленной задачей не справился. Иисус у него получился совершенно живой, а надо было доказать, что его не существовало вовсе, «что все рассказы о нем простые выдумки, самый обыкновенный ... Читать далее...
- Анализ финальной сцены романа «Мастер и Маргарита»В трех ипостасях предстает в романе царь тьмы, черный маг: и как соблазнитель, и как спаситель, и как, это подчеркнем особо, судия. В последнем качестве — наряду с обитателями «светящегося электричеством бессонного этажа» «одного из московских учреждений, ведущими следствие после «знаменитого сеанса черной магии». Их почему-то тоже двенадцать, и ловить они собираются не крупных и ... Читать далее...
- Мастер и его ученик в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»«Мастер и Маргарита»- нравственно-философский сатирический роман М. А. Булгакова о смысле жизни, творчестве и нравственных ценностях, о борьбе доброго и злого начала в людях, о человеческой смертности и бессмертии и о любви. Два повествования, «роман в романе», объединены одной идеей — поиск истины и борьба за нее. Мастера озарил свет истины, и он создал свой ... Читать далее...
- Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»1. История создания романа. 2. Структура произведения. 3. Исторические параллели в романе. Я сейчас весь под впечатлением от «Мастера и Маргариты». Это — огромное произведение исключительной художественной силы и глубины. Мне лично оно очень близко по своему духу. М. М. Бахтин «Во время болезни он мне диктовал и исправлял «Мастера и Маргариту», вещь, которую он ... Читать далее...
- Сюжетно-композиционные особенности «Отцы и дети»Сюжетно-композиционные особенности. В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его ... Читать далее...
Жанрово-композиционные особенности Романа «Мастер и Маргарита»