Жанровое своеобразие поэмы «Медный всадник» Пушкина А. С

История народа принадлежит Поэту. А. С. Пушкин «Медный всадник» — лиро-эпическая поэма, однако Пушкин, который очень хорошо разбирался в признаках литературных жанров, назвал ее «Петербургская повесть». Можно предположить, что подзаголовок «Медного всадника» является не определением жанра, а указанием на «истинность происшествия». Именно в таком значении употреблял термин «a tale» Дж. Г. Байрон в отношении своих поэм.

Определение «петербургская» должно было подчеркнуть местный колорит сюжета. В соответствии

с подзаголовком торжественное вступление поэмы заканчивается так: Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье… Об ней, друзья мои, для вас Начну сейчас повествованье, Эпическая часть поэмы поднимает серьезные социально-философские проблемы. В ней автор рассказывает о «маленьком человеке», мелком чиновнике Евгении, описывает его мечты, заботы и его жизненную трагедию.

Именно поэтому данное произведение является социально значимым: поэт поднимает в нем важную проблему отношения общества к «маленькому человеку». Социальная идея поэмы заключается как раз в том, что «маленький человек» беззащитен

перед людьми, перед властью, перед природой; государству до него самого и его проблем нет дела. «Строитель чудотворный» не подумал о счастье бедного Евгения и Параши, поэтому все его чудо-деяния немногого стоят в глазах «маленького человека», который грозит Медному всаднику будущими карами: «Ужо тебе!..» . Данная поэма является также философским произведением, потому что в ней решается общая проблема взаимоотношения государства и отдельной личности. Осмысление этой философской проблемы дано автором также на примере жизни Евгения.

Таким образом, получается, что две идеи тесно переплетаются в поэме, что придает произведению художественную цельность. У Пушкина образ Евгения становится символом личности, а идея самодержавной государственной власти воплощена в образе второго главного героя поэмы — Петра Великого, представленного в виде знаменитого памятника — Медного всадника. Только в прологе поэмы появляется царь: Петр показан как выдающийся государственный муж, думающий о пользе и процветании своей державы, то есть, как бы теперь сказали, о геополитических интересах России: И думал он: Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе, А в первой и второй частях поэмы великий реформатор изображается в виде Медного всадника, то есть уже как символ самодержавного государства. Лирическое содержание поэмы, то есть авторское отношение к героям и событиям, выражается обычными и необычными средствами. Пушкин подчеркивает сочувствие Евгению многозначным словом «бедный» ; сложное отношение к Петру — многозначным словом «кумир» . Оба эти слова употребляются в тексте поэмы в нерасчлененном значении, что углубляет авторскую оценку: «бедный, бедный мой Евгений» , «безумец бедный» ; «кумир на бронзовом коне» . Иногда голоса автора и его героя-«маленького человека» сливаются так, что трудно различить, кому принадлежат слова: Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе!

Кроме того, в поэме Пушкин использует приемы различных художественных стилей: одический и идиллический. Вступление — гимн Петру, основавшему дивный город, ода великому человеку, на столетия определившему судьбу России. Здесь поэт избегает обыденных выражений, предпочитает старославянские слова и формы: На берегу пустынных волн Стоял Он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко…

Рассуждения Евгения о своей жизни — идиллия, показывающая обычную жизнь простого человека, его мечты о личном счастье. В этом случае язык прост, часто употребляются разговорные выражения: «жизнь куда легка» , «оно и тяжело, конечно» , «препоручу хозяйство» . Одический стиль снова появляется в кульминационной сцене поэмы — при объяснении сумасшедшего Евгения с Медным всадником: Кругом подножия кумира Безумец бедный обошел И взоры дикие навел На лик державца полумира. Стеснилась грудь его. Чело К решетке хладной прилегло… Точно выбранная стилевая манера подчеркивает значение этой сцены, где «маленький человек» на равных говорит с «грозным царем» и пророчит ему возмездие.

Итак, «Медный всадник» — лиро-эпическая поэма. После торжественного вступления читатель вправе ожидать классическую героическую поэму, но поэт обманывает эти ожидания. Он нарушает все правила поэтики героической поэмы: вместо значимого в истории нации события — частный случай, вместо образцового героя — ничтожный чиновник, вместо ясного нравственного урока — нарочитое отсутствие морали, вместо однородных «звучных стихов» — смешение оды и идиллии.

Таким образом, Пушкин создал лиро-эпическую поэму нового типа, отличную от классицистической героической поэмы. Явная сниженность главного события и главного героя не мешает автору выразить в поэме глубокие социальные и философские идеи. Пушкин дал свое понимание современного российского государственного устройства, роли государства в человеческой жизни вообще. Вывод поэта неутешителен: государство противопоставлено личности. Медный всадник равнодушно отвернулся от забот маленького, но живого человека: И. обрашен к нему спиною.

В неколебимой вышине. Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне. Поэму пронизывает сочувствие «маленькому человеку».

Автор рисует Евгения и Парашу как простых, но чувствительных людей, ни в чем не повинных и не способных пережить разлуку. Их идиллическое описание контрастирует с трагической реальностью, в которой «маленький человек» обречен на гибель. В таком взгляде на героев проявился гуманизм поэта.




Жанровое своеобразие поэмы «Медный всадник» Пушкина А. С