Жанровое своеобразие романа «Капитанская дочка» Пушкина А. С
При определении жанра «Капитанской дочки» исследователи сталкиваются с некоторыми трудностями. Дело в том, что «Капитанской дочке» присущи жанровые особенности и повести, и романа, а сам Пушкин называл свое произведение то повестью, то романом. Поэтому не будет принципиальной ошибкой назвать «Капитанскую дочку» романом. Жанровое своеобразие пушкинского романа в том, что, с одной стороны, он представляет собой хронику дворянской семьи Гриневых, а с другой — историческое произведение.
Иначе говоря, «Капитанская дочка»
В этих героях Пушкин показал «простое величие простых людей» : они, при всех недостатках, которых автор не скрывает, живут по совести, в семейном ладу, верны традициям, а поэтому могут стоически и даже героически преодолеть самые серьезные жизненные испытания. Яркий пример тому — спасение Маши, в котором принимают участие: попадья Акулина Памфиловна, бойкая служанка Палашка, Гринев. Простодушные, чистосердечные, нравственные герои противопоставлены Швабрину, который в своем эгоистическом самоутверждении не останавливается ни перед подлостью, ни перед предательством. Исторические события — эпизоды крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева — привлекают внимание писателя не сами по себе, а в связи с раздумьями о ситуации в современном русском обществе, точнее в связи с вопросом о взаимоотношениях между дворянством, к которому принадлежал сам Пушкин, и народом. Социальная идея «Капитанской дочки» может быть сформулирована следующим образом: в рамках одной нации дворянство и простой народ разошлись так далеко, что их представители перестали понимать друг друга.
Данная идея давно занимала Пушкина. В частности, она нашла отражение в неоконченной повести «Дубровский» . Главный герой этой повести, Владимир Дубровский, чтобы отомстить за смерть отца и свое разорение, собирает разбойничью шайку из крепостных крестьян. Дубровский наказывает своих обидчиков, но в пушкинской истории о благородном разбойнике важное место занимает проблема об отношениях дворянина и его крестьян. Она проясняется в заключительной сцене повести: Дубровский, понимая, что его шайка будет разгромлена правительственными войсками, собирает в последний раз всех разбойников и объявляет им, что распускает банду.
Он советует им переменить образ жизни: «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и изобилии. Но все вы мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» . Эта фраза показывает, что Дубровский совершенно не понимал своих крестьян: по его мнению, они вступили в шайку только для того, чтобы освободиться от тяжелой крестьянской работы и иметь легкую наживу от разбоя. Пушкин же, изображая крестьян, показывает, что их поступками двигали совсем другие мотивы.
Они присоединились к молодому барину, потому что так хотели выразить свой протест против несправедливости, которую учинил Кирила Петрович Троекуров над помещиками Дубровскими. Следовательно, Пушкин подчеркивает непонимание, которое разделяет дворянина и его крестьян. Эту же идею автор раскрывает в «Капитанской дочке». Она подтверждается не только фактом крестьянской войны против дворянского государства, но и историей личных взаимоотношений двух главных героев романа. Дворянская честь, важнейшая нравственная основа для Гринева, не позволяет ему служить в пугачевском войске, хотя Пугачев как человек вызывает в молодом дворянине искреннюю симпатию.
В романе Пушкин описывает самый успешный период крестьянской войны, когда пугачевское войско пыталось овладеть Оренбургом. В произведении присутствуют как исторические персонажи, так и вымышленные герои. Для Пушкина интересно было изобразить критический момент в истории России, в котором наиболее полно проявились характеры русских людей. Показать Пугачева как историческую личность — вот одна из важных задач автора в романе.
Создавая образ народного вождя, Пушкин использует разные способы изображения: портрет, речь, поступки героя, сравнение с императрицей Екатериной, сложное восприятие другим персонажем — Петром Гриневым. Гринев, как и должно порядочному «природному дворянину» XVIII века, презрительно называет Пугачева «злодеем» , «мошенником» , «самозванцем» , «пьяницей» , «извергом» , но на всем протяжении романа Пугачев ведет себя по отношению к молодому герою очень великодушно. Самозванец и бунтовщик в отношениях с Гриневым предстает как памятливый на добро человек. Несколько раз, решая, как поступить с Гриневым, самозванец произносит свою любимую поговорку: казнить так казнить, жаловать так жаловать — и каждый раз помогает молодому офицеру. Фактически великодушным поступкам Пугачева Гринев и Маша обязаны своим счастьем.
Пушкинский образ «крестьянского царя» нарушал литературную традицию, когда самозванец изображался «мрачным злодеем», «бешеным псом», «извергом естества» . По «Капитанской дочке» можно судить о взглядах Пушкина-историка на народную войну под предводительством Пугачева. Писатель признает серьезность причин восстания, но называет восстание «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» . Подводя итог, следует отметить, что роман «Капитанская дочка», как всегда бывает у Пушкина, отличается глубоким содержанием. В нем тесно переплетены и одинаково важны семейные и исторические проблемы, поэтому было бы неправильно сводить его содержание только к семейной хронике или только к историческому повествованию. В романе историческое содержание является «обширнейшей рамой» для вымышленной семейной истории.
Автор в своем социально-историческом произведении на первый план выдвигает образы вымышленных героев, волею судьбы втянутых в водоворот исторических событий. Именно в них Пушкин видит истинное величие: простота их жизни, искренность отношений, незыблемость моральных принципов делают их, с точки зрения автора, положительными героями. Так в романе ставятся и решаются философские нравственные вопросы о целях и смысле человеческой жизни. Положительные герои романа, будучи цельными людьми, не разделяют в себе общественное и частное. Порядок службы в Бело-горской крепости, по остроумным наблюдениям Гринева, имеет признаки семейного быта: распоряжение об аресте Гринева и Швабрина за несостоявшуюся дуэль отдает Василиса Егоровна, Палашка уносит шпаги в чулан; перед штурмом капитан Миронов, обращаясь к солдатам, говорит: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню» . Даже образ Пугачева представлен в произведении, так сказать, «по-домашнему».
Если в «Истории Пугачева» Пушкин изображает предводителя народного восстания как исторического деятеля, то в «Капитанской дочке» — как частного человека, проявляющего по отношению к молодому Гриневу милосердие в ответ на его доброту. Стремление, может быть даже неосознанное, «семейных» героев к порядку, гармонии в собственной жизни и вокруг себя Пушкин противопоставляет безграничному эгоизму отдельных персонажей и жестокости окружающего мира вообще. Исторические же персоны включаются в исторический фон — события, в которых главные герои проявляют свои характеры. Изображение исторических событий в романе дает возможность Пушкину выразить свое понимание ключевых проблем философии истории: роли личности в историческом событии, целесообразности насильственных действий в историческом процессе, справедливого устройства государства и т. д.
Жанровое своеобразие романа «Капитанская дочка» Пушкина А. С