Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» Достоевского Ф. М

По жанру «Преступление и наказание» — роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни. Кроме того, в «Преступлении и наказании» можно отметить жанровые признаки: детектива, бытового очерка, публицистической статьи, духовного писания и т. д. Социальным этот роман можно назвать потому, что Достоевский рисует жизнь обитателей трущоб Петербурга. Тема произведения — показ нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадежности и озлобленности. Идея «Преступления

и наказания» состоит в том, что писатель осуждает современное ему общество, которое допускает, чтобы его граждане жили в беспросветной нужде. Такое общество преступно: оно обрекает на гибель слабых, беззащитных людей и одновременно порождает ответное преступление.

Эти мысли выражены в исповеди Мармеладова, которую он произносит в грязном трактире перед Раскольниковым. Описывая нищету и бедствия семьи Мармеладовых, семьи Раскольниковых, Достоевский продолжает благородную традицию русской литературы — тему «маленького человека». Классическая русская литература часто изображала муки «униженных

и оскорбленных» и привлекала общественное внимание и сочувствие к людям, оказавшимся, пусть даже по собственной вине, на «дне жизни». Достоевский детально показывает быт бедных петербургских кварталов. Он изображает комнату Раскольникова, похожую на шкаф, уродливое жилье Сони, проходную комнату-коридор, где ютится семья Мармеладовых.

Автор описывает внешний вид своих героев-бедняков: они одеты не просто бедно, но очень бедно, так, что стыдно показаться на улице. Это касается Раскольникова, когда он впервые появляется в романе. Мармеладов, встреченный нищим студентом в распивочной, «одет был в черный, старый, совершенно оборванный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Только одна еще держалась кос как, и на нее-то он и застегивался.

Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая» . Кроме того, все бедные герои голодают в прямом смысле слова: плачут от голода маленькие дети Катерины Ивановны, от голода постоянно кружится голова у Раскольникова. Из внутренних монологов главного героя, из исповеди Мармеладова, из полубезумных выкриков Катерины Ивановны перед смертью явствует, что люди до предела страданий доведены нище той, неустроенностью жизни, что они очень остро чувствуют свое унижение. Мармеладов восклицает в исповеди: «Бедность — не порок… Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с.

В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никто и никогда. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметаю т из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…» . Несмотря на открытое сочувствие этим героям, Достоевский не пытается приукрасить их. Писатель показывает, что и Семен Захарович Мармеладов, и Родион Романович Раскольников во многом сами виноваты в своей печальной судьбе.

Мармеладов — больной алкоголик, который ради водки готов обобрать даже своих маленьких детей. Он не стесняется прийти к Соне и выпросить у нее последние тридцать копеек на выпивку, хотя знает, как она зарабатывает эти деньги. Он отдает себе отчет, что поступает недостойно по отношению к собственной семье, а все-таки пропивается до креста. Когда он рассказывает Раскольникову о своем последнем запое, он очень переживает, что дети, наверное, ничего не ели пять дней, если только Соня не принесла хоть немного денег.

Он искренне жалеет, что его родная дочь живет по желтому билету, но сам пользуется ее деньгами. Это хорошо понял Раскольников: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются!» . Неоднозначное отношение у Достоевского к Раскольникову. С одной стороны, писатель сочувствует студенту, который должен зарабатывать себе на нищую жизнь грошовыми уроками и переводами. Автор показывает, что античеловеческая теория о «тварях» и «героях» родилась в больной голове главного героя, когда он устал честно бороться с позорной бедностью, так как увидел, что вокруг процветают подлецы и воры.

С другой стороны, Достоевский изображает приятеля Раскольникова — студента Разумихина: ему живется даже труднее, чем главному герою, так как у него нет любящей матери, которая присылает ему деньги из своей пенсии. При этом Разумихин много работает и находит в себе силы переносить все невзгоды. Он мало думает о собственной персоне, зато готов помогать другим, и не в будущем, как планирует Раскольников, а сейчас. Разумихин, нищий студент, спокойно принимает на себя ответственность за мать и сестру Раскольникова, наверное, потому, что по-настоящему любит и уважает людей, а не раздумывает над проблемой, достойно или нет пролить «кровь по совести». В романе социальное содержание тесно переплетается с философским : философская теория Раскольникова является прямым следствием его отчаянных жизненных обстоятельств.

Умный и решительный человек, он задумывается над тем, как исправить несправедливый мир. Может быть, путем насилия? Но можно ли насильно, против воли навязать людям справедливое общество? Философская тема романа — рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства? Философская идея романа формулируется так: никакая благородная цель не оправдывает убийство, не человеческое дело решать, достоин ли какой-либо человек жить или недостоин.

Раскольников убивает ростовщицу Алену Ивановну, которую сам писатель рисует чрезвычайно непривлекательной: «Это была крошечная, сухая старушка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье…» . Алена Ивановна вызывает отвращение, начиная с приведенного портрета и деспотического отношения к сестре Лизавете и заканчивая ее ростовщической деятельностью, это она похожа на вошь, сосущую человеческую кровь.

Однако, по мнению Достоевского, даже такую противную старушонку убивать нельзя: любая личность священна и неприкосновенна, в этом отношении все люди равны. По христианской философии, жизнь и смерть человека в руках Божиих, а людям этого решать не дано. Достоевский с самого начала усугубляет убийство зловредной процентщицы убийством кроткой, безответной Лизаветы. Итак, желая проверить свои возможности сверхчеловека и готовясь стать благодетелем всех бедных и униженных, Раскольников начинает свою благородную деятельность с того, что убивает старуху и юродивую, похожую на большого ребенка Лизавету.

Отношение писателя к «праву на кровь» проясняется, помимо прочего, в монологе Мармеладова. Рассуждая о Страшном суде, Мармеладов уверен, что Бог в конце концов примет не только праведников, но и опустившихся пьяниц, ничтожных людей, подобных Мармеладову: «И скажет нам: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!». И прострет к нам руце свои, и мы припадем… и заплачем… и все поймем! Тогда все поймем!..» . «Преступление и наказание» является психологическим романом, так как в нем главное место занимает описание душевных мук человека, совершившего убийство.

Углубленный психологизм — характерная черта творчества Достоевского. Самому преступлению посвящена одна часть романа, а душевным переживаниям убийцы остальные пять частей. Следовательно, для писателя важнее всего изобразить муки совести Раскольникова и его решение покаяться. Отличительным свойством психологизма Достоевского является то, что он показывает внутренний мир человека «на грани», находящеюся в полубредовом-полубезумном состоянии, то есть автор пытается передать болезненное психическое состояние, даже подсознание героев.

Этим романы Достоевского отличаются, например, от психологических романов Л. Н. Толстого, где представлена гармоническая, разнообразная и уравновешенная внутренняя жизнь персонажей. Итак, роман «Преступление и наказание» является чрезвычайно сложным художественным произведением, в котором теснейшим образом соединяются картины современной Достоевскому российской жизни и рассуждения о «вечном» вопросе человечества — о «праве на кровь». Выход российского общества из экономического и духовного кризиса писатель видит в обращении людей к христианским ценностям. Он дает свое решение поставленного нравственного вопроса: ни при каких обстоятельствах человек не вправе судить — жить или умереть другому, нравственный закон не позволяет «кровь по совести». Таким образом, «вечный» вопрос у Достоевского решается в высшей степени гуманно, гуманным является в романе и изображение жизни низов общества.

Хотя писатель не снимает вины ни с Мармеладова, ни с Раскольникова, роман построен так, чтобы вызвать у читателей сочувствие к этим героям.




Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» Достоевского Ф. М