Жанровые особенности «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

Жанровые особенности. Появление «Одного дня Ивана Дени­совича»; вызвало настоящее потрясение: все газеты и журналы от­кликнулись на публикацию произведения Солженицына. Критика и большинство читателей восприняли повесть как удар по соцреа­лизму, господствующему в советской литературе. Сам Солженицын расценивал принципы метода социалистического реализма в совет­ской литературе как способ ухода от того, что писатель называет «главной правдой»;, имея в виду правду о тоталитарном режиме.

В современном литературоведении в определении

жанра рас­сматриваемого произведения сложилась некая двойственность: в одних публикациях оно определяется как повесть, в других — как рассказ.

Произведение Солженицына привлекло внимание не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художе­ственным совершенством. «Вам удалось найти исключительно сильную форму, — писал Солженицыну Шаламов. «Избрана малая форма — в этом опытный художник»;, — заметил Твардовский. Действительно, в раннюю пору своей литературной деятельности писатель отдавал предпочтение жанру рассказа. Он придерживал­ся своего понимания природы

рассказа и принципы работы над ним. «В малой форме, — писал он, — можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой.

Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя»;. И «Один день Ивана Денисови­ча»; Солженицын относил к жанру рассказа: «Иван Денисович»; — конечно, рассказ, хотя и большой, нагруженный»;. Жанровое обо­значение «повесть»; появилось по предложению Твардовского, кото­рый хотел придать рассказу «больше весу»;.




Жанровые особенности «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»