«Жертвы фашизма»

Среди памятников жертвам фашизма всемирную славу получил мемориал на месте сожженного гитлеровцами 22 марта 1943 года белорусского села Хатынь. За три года оккупации Белоруссии фашисты превратили в руины 209 мост, 9200 сел, расстреляли, повесили, замучили и сожгли около 2 миллионов 200 тысяч граждан. В Хате погибло 149 человек, из них 76 детей. В 1966 году были приняты решения о создании мемориального архитектурно-скульптурного комплекса «Хатынь».

Авторами этого ансамбля являются белорусские архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор

С. Селиханов и главный инженер В. Макаревич. На небольшом холме расположенные основные мемориальные памятники и сооружения. Это — идейно-композиционный центр.

Поражает фигура старика, который держит на руках перед собой тело вбитого мальчика. Лицо человека преклонного возраста покрыто глубокими сморчками скорби. Глаза кажутся пустыми.

Он будто обращается к людям с призывом помнить о зверствах фашистов.

Стела над землей — вырубленный из гранита архитектурный объем, который символизирует крыша сарая, куда были вымещены жители села. В передней части этого монолита — рваные сколы, что отмечают место

ворот. Отсюда бежали те, кому удалось спастись от огня, но их встречали смертоносные шару. Суживающая дорога из белых мраморных плит, что обрамленные черным гранитом, ведет к «сараю», обрывается возле сколов, что символизируют «ворота». Это — «Последний путь», траурная дорога.

На следующий день крестьяне соседнего села похоронили тела убитых. На этой могиле сооружено «Венец памяти». Из центра Хатыни доносится скорбный звон каждые 26 секунд.

За количеством сожженных в селе домов. Звон призывает человечество быть бдительным.

Нужна ли людям война, или приносит она пользу не одному человеку, а целому народу? На этот вопрос ответ старались дать люди не одного поколения на протяжении многих столетий. Еще с давних времен люди отвоевывали один в одного земли, имущество, так как хотели создать на определенной территории свое государство. Но те войны, которые состоялись в XX столетии, были не ради приспособления к жизни, а ради того, чтобы просто убить, выпустить свою злость, обогатиться. Это страшно, так как снопа на войне — это хищный зверь, которому нет разности, кого убивать, пусть это будет или мужчина, или женщина, или ребенок.

Но война имеет и свою одну положительную черту. Когда людям угрожает опасность, они начинают объединяться.

Возьмем, например, 1941-1945 год А. Подчас войны с немецко-фашистскими захватчиками народы бывшего Советского Союза сплотились для того, чтобы защитить свое государство и свою землю. Люди оказывали сопротивление врагу, показывая, что единство — сильнейшее в мире оружие. Итак, давайте объединимся, будем стараться меньше спорить, чтобы больше некогда не знать страхов войны, чтобы жить под чистым и мирным небом.

Бронзовый солдат, отлитый из металла, застыл на гранитном постаменте, установленном на высоком кургане. Его изображение мы видим на картине выдающегося художника О. О. Широкова «Безымянный герой». Алексей Александрович Широков — автор многих художественных полотен, и более всего его волновали события Великой Отечественной войны. Изображен памятник так, что будто самая история выхватила его из боя и поставила на стороже мира. Он застыл навеки, чтобы постоянно напоминать людям о страхе войны, о погибших неизвестных героях, которые положили главы ради мира.

Молчит солдат, окруженный березовой рощей. Возле него пылает Вечный огонь в память о тех, кто не возвратил из войны. И, смотря на картину, понимаешь одно — главное, чтобы это не повторилось.

Чтобы люди любовались небом и сожгли спокойно. Чтобы матери воспитывали детей, а не ждали их из войны.

Подвиги безымянных героев не должны забываться. Поэтому и горит пламя немеркнущего огня возле бронзового солдата. Поэтому и лежат возле его подножия цветы.

Вечная память и вечная слава всем погибшим!




«Жертвы фашизма»