Живи помни о живых

Три или четыре года тому назад в одной из телевизи­онных передач показали репортаж из небольшой деревни в Смоленской области об одичавшем человеке. Он назывался «Маугли из российской глубинки». Это было совершенно отвратительное зрелище, которое не поддается словесному описанию.

Оказалось, как выяснили журналисты, в доме, где об­наружили дикаря, жила старушка. Этот дикарь, которого трудно назвать человеком, был ее сын. Он пропал без вес­ти в конце 60-х или начале 70-х годов XX века, перед самым призывом в армию. Его искали все — односельча­не,

милиция, лесники, военные.

Но он как сквозь землю провалился. Никаких следов, никаких свидетельств.

Шли годы. Пропавшего молодого человека постепенно забыли. А женщина, его мать, продолжала жить. До этого она жила вместе с сыном, а потому после его исчезнове­ния осталась совершенно одинокой.

Односельчане сочув­ствовали ей и всякий раз предлагали свою помощь. Ведь в деревне много такой работы, где нельзя обойтись без муж­ских рук. Но женщина всякий раз отказывалась, и посте­пенно сочувствие к ней со стороны односельчан притупи­лось.

После исчезновения сына женщина никогда ни к кому не ходила в

гости и к себе никого не пускала.

В то время односельчане расценивали ее замкнутость как проявление материнского горя, переживание потери сына. Однако спустя годы, когда со смертью старушки все прояснилось, стал понятен и истинный смысл ее тогдашнего поведения. Тридцать лет мать прятала своего сына от глаз односельчан, кормила, поила, одевала, та­щила на себе всю тяжелую работу по хозяйству.

И ни разу за все тридцать лет никогда и никому не проговори­лась.

А он все это время сидел на чердаке, откуда лишь по ночам спускался для того, чтобы под покровом темноты пройтись по двору. Опасаясь быть замеченным, он никогда за тридцать лет не ходил по деревенской улице и никогда не покидал свое убежище зимой. И только когда старуш­ка умерла, односельчане обнаружили в доме того, кто пропал без вести много лет назад и кого они давно счита­ли мертвым. За тридцать лет тот, кого нашли на чердаке в доме старухи, почти разучился говорить, почти не видел при дневном свете и едва ходил.

Он представлял собой наглядный пример инволюции — обратный процесс пре­вращения человека в человекообразное существо. И един­ственно правильным решением его определили в Дом пре­старелых.

Так я увидел, какие последствия имеет инволюция для человека. Но куда более меня интересовал иной вопрос: «Какими мотивами руководствовалась мать этого челове­ка? Из каких побуждений она действовала? Ради чего она так поступила?» К сожалению, мы никогда так и не узнаем точного ответа на эти вопросы.

То, что скажут психологи, будет лишь частным мнением самих психологов по этому поводу. Настоящий ответ старая женщина унесла с собой в могилу. Эта история вспомнилась мне по прочтении замечательного произведения, близкого как по сюжету, так и по нравственным мотивам повести В. Распутина «Живи и помни».

Содержание повести таково: молодой парень Андрей Гуськов честно прошел почти всю войну. Но в 1944 году он вдруг попал в госпиталь. И вот тут он не удержался, под­дался искушению.

Гуськов был почти уверен, что тяже­лое ранение освободит его от дальнейшей службы. Он ле­жал на больничной койке и представлял себе, как возвращается домой, обнимает родных и свою Настену. Предвкушение скорого свидания было так сильно, что Гуськов и не подумал вызвать родных к себе в госпиталь.

Но после очередного обхода врачи сообщили, что он идет на поправку и его снова отправят на фронт. Заключе­ние врачей прозвучало, как гром среди ясного неба. И в минуту душевного отчаяния Гуськов принимает роковое решение. Он не думает о возможных последствиях, о раз­рушении своей жизни, своего будущего.

Он самовольно едет домой.

Художественная литература знает много случаев, ког­да человек побеждает обстоятельства. В жизни, как оказы­вается, больше обратных примеров, когда обстоятельства берут верх над человеческой волей. В. Распутин идет от жизни и дает нам возможность для глубокого самостоятель­ного анализа нравственного состояния героев своей повес­ти, которые раскрываются в их словах и поступках.

Андрей Гуськов сделал свой выбор. Страстное желание хотя бы один день побыть на родине, в кругу семьи, вызы­вает в нем нравственную слепоту и глухоту.

Но реальность отрезвляет. И вскоре Гуськов начинает осознавать, что каждый день подпольной жизни углубля­ет пропасть между ним и нормальными, законопослушны­ми людьми. Он начинает терять человеческий облик и превра­щается в оборотня. Тем символичнее выглядят встречи Андрея с женой Настеной — в бане. По старым русским поверьям, именно баня является местом обитания нечис­той силы.

Вот почему и у Настены возникают мысли о том, муж ли был с ней близок или черт?

Через всю повесть проходит мотив перерождения ге­роя, его оборотничества. В сознании народа оборотни ас­социируются с волками. И автор заставляет своего героя выть по-волчьи.

У него это выходит так достоверно, что Настену пугает мысль, не настоящий ли волколак ее муж.

Оторванный от людей и нормального человеческого об­щения, Гуськов все больше дичает. Это особенно заметно в сцене, когда герой с нездоровым наслаждением следит за муками раненой косули. Постепенное одичание определяет и его слова, обращенные к Настене: «Скажешь кому — убью.

Мне терять нечего».

Так постепенно герой превращается в ничтожество. Но автор до последнего момента оставляет за ним возмож­ность нравственного выбора. Гуськов еще способен задать­ся вопросом: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, — чем?», однако ответить на него уже не в силах.

Он думает, что рождение ребенка — перст Божий, шанс для возврата к нормальной человеческой жизни.

И в очередной раз ошибается. Настена губит себя и не­рожденного ребенка в темных водах реки. А сам Андрей обречен до конца своих дней вспоминать слова жены: «Живи и помни».

Между тем, это и предупреждение нам, живущим в нынешнем мире соблазнов и обманов. Мы должны жить и помнить о том, что «без любви к ближнему никто из нас обходиться не может» .

А. Солженицын отметил В. Распутина своей именной премией. Он заслуженно назвал его самым нравственным автором в советской литературе. Потому что творчество В. Распутина и в самом деле является наиболее значимым для нравственных исканий в нынешнее время.




Живи помни о живых