Живопись, архитектура, скульптура в золотом веке в России

Живопись, архитектура, скульптура

Живопись, архитектура и скульптура характеризуются следующим.

Расцвет русской живописи в XIX в. По актуальности и политизи­рованности живопись в XIX в. занимала вторую после литературы по­зицию.

    В живописи первой половины XIX в. сменили друг друга стили клас­сицизм, сентимен­тализм, романтизм и кри­тический реализм при официальном гос­подстве классицизма. В живописи пореформенного периода возобладал критический реа­лизм, представителями которого были передвижники. Движение передвижничества
    началось с «бунта четырнадцати» в 1863 г. , а офор­милось в 1870 г. созданием Товарищества передвижных художе­ственных выставок. Основателем движения стал И. Н. Крамской, идеологом — критик В. В. Стасов.
    Основными идеями передвижников были отказ от академической манеры живо­писи, движение искусства «в народ» , вместо торжествен­ного классицизма — критический реализм, обличающий актуальные пороки государства и общества, основной темой творчества должна быть Россия, ее природа, история, народ. Почти все художники второй половины XIX в. входили в состав Товарищества, развивая различные жанры живо­писи: сюжеты
    из народной жизни, историческую картину, психологическую картину, пейзаж, портрет. Почти все они работали сразу в нескольких жанрах, многожанровостью отметились И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. Д. Поленов и др.

Очень важным для русской живописи было развитие музейного дела: в 1852 г. Эрмитаж открыли для посещения публики, в 1856 г. москов­ский купец-меценат П. М. Третьяков начал коллекционировать карти­ны.

Архитектура. XIX в. — расцвет русского градостроительства:

    в архитектуре первой половины XIX в. существовали два стиля: гос­подствовал стиль ампир, а на фоне его упад­ка в 1830-е гг. развивался так называемый русско-византийский стиль. В стиле ампир свои творения создали архитекторы К. И. Рос­си, О. Монферран, швейцарец Ж. Тома де Томон, бывший крепостной А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, О. И. Бове. В русско-византийском стиле работал К. А. Тон ; с середины XIX в. в архитектуре доминируют два стиля: эклекти­ка — стиль, основанный на смешении разных архитектурных тра­диций и стилей, и неорусский стиль, для которого было характерно использование элементов древнерусского зодчества для декора зданий.

Скульптура. Наиболее известными скульпторами первой половины XIX в. были И. Мартос и П. К. Клодт.

Важнейшими вехами в истории скульптуры пореформенной России стали творчество М. М. Антокольского, А. М. Опекушина и М. О. Микешина.

Таким образом, в XIX в. произошел подъем во всех сферах культуры, были созданы классические образцы, что заставило мастеров рубежа XIX-XXвв. искать новые творческие формы.




Живопись, архитектура, скульптура в золотом веке в России