Живопись, архитектура, скульптура в золотом веке в России
Живопись, архитектура, скульптура
Живопись, архитектура и скульптура характеризуются следующим.
Расцвет русской живописи в XIX в. По актуальности и политизированности живопись в XIX в. занимала вторую после литературы позицию.
- В живописи первой половины XIX в. сменили друг друга стили классицизм, сентиментализм, романтизм и критический реализм при официальном господстве классицизма. В живописи пореформенного периода возобладал критический реализм, представителями которого были передвижники. Движение передвижничества
- Основными идеями передвижников были отказ от академической манеры живописи, движение искусства «в народ» , вместо торжественного классицизма — критический реализм, обличающий актуальные пороки государства и общества, основной темой творчества должна быть Россия, ее природа, история, народ. Почти все художники второй половины XIX в. входили в состав Товарищества, развивая различные жанры живописи: сюжеты
Очень важным для русской живописи было развитие музейного дела: в 1852 г. Эрмитаж открыли для посещения публики, в 1856 г. московский купец-меценат П. М. Третьяков начал коллекционировать картины.
Архитектура. XIX в. — расцвет русского градостроительства:
- в архитектуре первой половины XIX в. существовали два стиля: господствовал стиль ампир, а на фоне его упадка в 1830-е гг. развивался так называемый русско-византийский стиль. В стиле ампир свои творения создали архитекторы К. И. Росси, О. Монферран, швейцарец Ж. Тома де Томон, бывший крепостной А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, О. И. Бове. В русско-византийском стиле работал К. А. Тон ; с середины XIX в. в архитектуре доминируют два стиля: эклектика — стиль, основанный на смешении разных архитектурных традиций и стилей, и неорусский стиль, для которого было характерно использование элементов древнерусского зодчества для декора зданий.
Скульптура. Наиболее известными скульпторами первой половины XIX в. были И. Мартос и П. К. Клодт.
Важнейшими вехами в истории скульптуры пореформенной России стали творчество М. М. Антокольского, А. М. Опекушина и М. О. Микешина.
Таким образом, в XIX в. произошел подъем во всех сферах культуры, были созданы классические образцы, что заставило мастеров рубежа XIX-XXвв. искать новые творческие формы.
Живопись, архитектура, скульптура в золотом веке в России