Живопись и архитектура в XIV-XVI веках в России
Живопись и архитектура
Характерными чертами развития живописи и архитектуры стали следующие.
1. Архитектура. XIV-XVIвв. — двухвековой расцвет русской архитектуры между двумя упадками: разорительным монгольским нашествием XIII в. и Смутным временем рубежа XVI-XVIIвв. Ведущими архитектурными школами в тот период были: новгородская и псковская в Северо-Западной Руси, владимирская в Северо-Восточной Руси, но в целом происходит синтез, смешение архитектурных школ. Выделились две главные тенденции в развитии двух основных архитектурных
- новые черты в церковно-храмовом зодчестве: начинается отход от господствовавшего ранее крестово-купольного стиля, одним из проявлений этого отхода стало возникновение шатрового стиля ; широкое строительство каменных кремлей. Первой и крупнейшей каменной городской крепостью в Северо-Восточной Руси стал Московский Кремль, который отстраивался из камня дважды: в 1366-1368 гг. его стены были возведены из белого камня, а в 1485-1499 гг. стены и башни Кремля были выстроены из обожженного красного кирпича (итальянскими мастерами
Пьетро Солари, Аристотелем Фиораванти, Марком Фрязином и др.). В конце XV —
Живопись. К XIV-XVвв. относится расцвет русской иконописи: в русских монастырях появляются иконостасы, Русь становится центром православной иконописи, в это время создают свои иконы лучшие иконописцы — византийский мастер Феофан Грек, а также русские мастера Андрей Рублев, Дионисий и его сын Феодосий.
В 1586 г. был создан замечательный шедевр русского оружейного дела: мастер московского Пушечного двора Андрей Чохов изготовил Царь — пушку калибром 890 мм.
Живопись и архитектура в XIV-XVI веках в России