Жизнь и деятельность Ломоносова замечательный пример беззаветного служения своей Родине

С творчества Ломоносова начинается классицизм в русской литературе. Он был одним из первых его теоретиков, а в его поэзии наиболее полно нашли свое отражение эстетические поиски и этический идеал русского классицизма общенационального направления. Жизнь и деятельность Ломоносова — замечательный пример беззаветного служения своей Родине одного из выдающихся ее сынов.

Большую воспитательную роль жизни и личности Ломоносова отмечал еще в свое время В. Г. Белинский: «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать

его жизнь», носить в душе своей его величавый образ».

М. В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на одном из островов Северной Двины, напротив города Холмогор. Отец его, государственный крестьянин, Василий Дорофеевич Ломоносов, прошел трудный путь рядового промышленника-помора, который, по слрвам будущего ученого и поэта, «довольство» свое «кровавым потом нажил».

Детство и юность Ломоносова протекали среди величественной северной природы, оставившей неизгладимый след в душе мальчика и запечатленной затем в художественных произведениях поэта. Многие естественнонаучные

наблюдения, сделанные им в те годы, Например, в трагедии Ломоносова «Тамира и Селим»:

Всегда есть Божий глас, глас целого народа, Устами оного Всевышний говорит.

Детство и отрочество Ломоносова совпали с петровским временем. И сам он, преклонявшийся перед личностью Петра, пребывание которого на севере в 1693 г. хорошо помнили местные жители, становится носителем петровских идей. Рано просыпается в нем жажда знаний. Первыми учителями Ломоносова, обучившими его грамоте, были крестьянин Иван Шубной, отец известного впоследствии скульптора Ивана Шубина, и дьячок Семен Никитич Сабельников.

Учение шло столь успешно, что, по преданию, второй учитель скоро пал в ноги своему ученику и признался, что обучать его больше не разумеет. Ломоносов жадно читает книги, разысканные у соседей. «Вратами своей учености» назовет он позже славянскую грамматику Мелетия Смотрицкого, «Арифметику, сиречь науку числительную», Леонтия Магницкого, своеобразную энциклопедию математических знаний, и «Рифмотворную псалтырь» Симеона Полоцкого, которая дала будущему поэту первые образцы силлабических стихов.

В конце 1730 г. вместе с попутным рыбным обозом Ломоносов направился в Москву, не позабыв взять с собой «любезных своих книг». Здесь он, скрыв свое крестьянское происхождение, становится учеников Славяно-греко-латинской академии. Общеизвестны трудности и лишения, которые пришлось испытать Ломоносову, не оставившему, однако, наук из-за «несказанной бедности».

Блестящие способности одаренного юноши проявляются здесь в полной мере, о чем свидетельствует хотя бы такой пример: ни слова не знавший при поступлении в «Спасские школы» по латыни, Ломоносов уже через год начинает писать стихи на латинском языке.

В «Спасских школах» он знакомится с произведениями античной литературы, занимается пиитикой и реторикой, а в свободное время читает «философические, физические и математические книги», узнает об открытиях передового естествознания. В эти годы начинает формироваться научное и философское мировоззрение Ломоносова, подкрепляемое общением с демократической средой, в которую он попал с первых дней своего пятилетнего пребывания в Москве.

В конце 1735 г. пришло сенатское предписание выбрать из учеников Спасских школ двадцать человек, «в науках достойных», и отправить их в Петербург, в Академию наук. Отобрано было двенадцать, в их числе оказался и Ломоносов.

К научной деятельности в Русской академии были привлечены многие выдающиеся ученые Запада. В качестве студента, однако, Ломоносову пришлось здесь пробыть недолго: в сентябре 1736 г., вместе со своими соучениками Густавом Ульрихом Рейзером и Дмитрием Виноградовым он отплыл из Кронштадта, чтобы изучать на чужбине химию и горное дело.

17 ноября 1736 г. «Петербургские руссы» были записаны в университетскую книгу немецкого города Марбурга. Русские студенты слушают лекции по математике и техническим дисциплинам знаменитого профессора Христиана Вольфа, человека обширных знаний, сыгравшего большую роль в подготовке немецкого просвещения, но метафизика и противника материализма по своим взглядам. Об успешности занятий Ломоносова свидетельствуют его работы, которые он посылает в качестве отчетов в Петербургскую академию наук.

Это такие самостоятельные исследования, как «О превращении твердого тела в жидкое, зависящем от движения имеющейся налицо жидкости», «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» и др. С интересом штудирует Ломоносов руководства по стихосложению, сам пробует силы в стихотворстве. Результатом этих занятий было составленное в 1739 г. «Письмо о правилах российского стихотворства» и его приложение — «Ода на взятие Хотина».

20 июля 1739 г. русские студенты покинули Марбург, чтобы продолжить свою научную подготовку в Фрейберге, где им надлежало обучиться горному делу и металлургии. И Ломоносов снова глубоко входит в существо дела, не только слушая лекции и читая книги, но и знакомясь с практикой горного дела: он беседует с рудокопами, спускается в рудники, изучает строение «слоев земных».

В июне 1741 г. Ломоносов возвратился на родину, оставив в Марбурге молодую жену, урожденную Елизавету Цильх, с которой тайно обвенчался незадолго до отъезда.

Ломоносов вернулся в Петербургскую академию наук, с которой он навсегда связал свою жизнь. Наступает наиболее зрелая пора его разносторонней творческой деятельности выдвинувшей крестьянского сына в число гениальных ученых мира.

«Историк, ритор, физик, механик, химик, минералог, художник й стихотворец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов явился автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Основоположник русской химической науки, Ломоносов в 1748 г. формулирует материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях, подтвержденный впоследствии Лавуазье. Он разрабатывает проблемы физической химии — совершенно новой в то время области знания, изучая явления вязкости, капиллярности, кристаллизации, преломления света и т. д. В практику химического исследования он впервые вводит микроскоп.

Отвергая идеалистические теории о существовании флогистона и теплорода, Ломоносов заявляет себя сторонником атомно-молекулярного строения материи.

Ломоносов-экспериментатор с опасностью для жизни ведет наблюдения над атмосферным электричеством, которые обобщает в «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» . Он первый указывает на электрическую природу северных сияний, оставив далеко позади наивные домыслы своих современников. Стремясь поставить науку на службу практике, ученый предлагает ввести в обиход «стрелы», «дабы ударяющаяся молния больше на них, нежели на головах человеческих и на их храминах силы свои изнуряла», т. е. изобретает громоотвод.

Оригинальны геологические взгляды Ломоносова, изложенные им наиболее полно в сочинении «О слоях земных». Главной причиной землетрясений он считает «подземный огонь», действующий независимо от климата. Ценны доказательства Ломоносова о неодновременном происхождении рудных залежей, об органическом образовании «подземных материй» — торфа, каменного угля, нефти и т. д.

В условиях церковного мракобесия ученый-просветитель защищает учение Коперника о множественности миров и ведет собственные астрономические наблюдения посредством сконструированного им телескопа. Наблюдая за прохождением Венеры по диску солнца, Ломоносов приходит к смелому выводу, что «планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой».

Большой вклад ученого-патриота внес Ломоносов и в развитие русской исторической науки. Противник антипатриотических теорий происхождения Руси от норманских пришельцев. Ломоносов глубоко изучает источники, подтверждающие древность славянского мира, гордится своим народом, который в трудных исторических условиях «не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул».

Гениальный ученый-просветитель, Ломоносов, как сказал Н. Г. Чернышевский, «желал служить не чистой науке, а только отечеству». Его стараниями в 1755 г. был создан Московский университет, среди студентов и преподавателей которого было много единомышленников Ломоносова. Ломоносов умер 4 апреля 1765 г. в расцвете сил.

Вся его деятельность была направлена к тому, чтобы «выучились россияне, чтобы показали свое достоинство».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Жизнь и деятельность Ломоносова замечательный пример беззаветного служения своей Родине