Жизнь пореформенного дворянства: «Лес» и «Волки и овцы»

Хотя социальная критика есть во всех пьесах Островского, собственно сатирических комедий у него немного: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги» , «Лес» , «Волки и овцы» . Здесь в сферу сатирического изображения вовлечены не отдельные персонажи или сюжетные линии, но вся представленная жизнь, не столько люди, личности, сколько уклад в целом, ход вещей. Пьесы не связаны сюжетно, но это именно цикл, в целом дающий широкое полотно жизни пореформенного дворянства. По принципам поэтики эти пьесы значительно отличаются

от главного жанра дореформенного творчества — созданного Островским типа народной комедии.

Широкая картина сложных социальных процессов, происходящих в России после десятилетия реформ, роднит «Лес» с великими русскими романами 70-х. Как и Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Островский чутко уловил, что в России «все переворотилось и только укладывается» . И в зеркале семьи отражается эта новая действительность. Через семейный конфликт в комедии Островского просвечивают огромные сдвиги, происходящие в русской жизни.

В пореформенный период в России рушится замкнутость сословных

и культурно-бытовых групп общества; «европеизированный» уклад жизни, бывший ранее привилегией дворянства, становится нормой. Социальная пестрота характеризует и картину жизни, создаваемую Островским в пореформенный период. Тематический и временной диапазон его драматургии делается чрезвычайно широким: от исторических событий и частной жизни XVII в. до самой горячей злобы дня; от жителей захолустья, бедных мещанских окраин до современных «цивилизованных» предпринимателей-воротил; от растревоженных реформами дворянских гостиных до лесной дороги, на которой встречаются актеры Счастливцев и Несчастливцев.

В 1870 годы рисует жизнь пореформенного дворянства: «Лес» , «Волки и овцы» . Да разве кругом нас люди живут? Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать.

В произведениях 1870-80-х гг. едва ли не центральной темой является участь русской женщины, обычно талантливой и несправедливо обойденной судьбой: «Богатые невесты» , «Таланты и поклонники» , «Без вины виноватые» . Женщина в нравственном отношении оказывается выше окружающих ее мужчин, но в социальном отношении она бесправна. В «Бесприданнице» Лариса Огудалова оказывается предметом коммерческой игры купцов-воротил. В гротескно-уродливой дворянской жизни хищники прикидываются невинными, но каждый стремится ограбить ближнего. К этому периоду относятся пьесы «Поздняя любовь» , «Последняя жертва» , «Красавец-мужчина» . Островский написал несколько пьес вместе с драматургами С. А. Гедеоновым, Н. Я. Соловьевым и П. М. Невежиным, перевел комедии У. Шекспира, К. Гольдони, М. Сервантеса и др. европейских драматургов.




Жизнь пореформенного дворянства: «Лес» и «Волки и овцы»