Значение цвета в «Преступлении и наказании»
В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения.
Чаще всего на страницах романа встречается желтый цвет. Это — «желтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алены Ивановны. У Сони — «желтый билет». У Лужина перстень с желтым камнем.
Желтая мебель, желтое лицо, желтые рамки, сахар тоже желтого цвета. Ощущение от такой цветовой
В «Преступлении и наказании» желтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаем людей, затронутых болезнью, это нездоровый желтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «желтое лицо».
Желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом. Бледность и желтизна — основная портретная характеристика героев
Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово желчный, которое имеет дополнительный смысл — злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его желчное, раздражительное. Находясь в своей желтой каморке, герой желчно улыбается.
Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории.
Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного. Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур.
Данный цвет — символ действия, активности. Раскольников идет на убийство, как на казнь. Но все равно идет. Сил у него почти нет.
Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошаденку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна.
И природа как бы поддерживает героя в этом решении.
Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой.
Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдает последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре.
Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира — багряница, что тоже вызывает определенные ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.
На фоне болезненно-желтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки «замечательные голубые глаза». Кроме желтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне.
Поэтому герой жадно пьет спасительную воду из родника. Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими «замечательными голубыми глазами».
У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально. Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета.
Встречается в романе и зеленый цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, черной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зеленый купол церкви как символ надежды на лучшее. Зеленый цвет в романе — символ защиты.
После пробуждения Раскольников сидит под кроной зеленого дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подает ему милостыню, в руках держит зеленый зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зеленый драдедамовый платок. Известно, что зеленый цвет — символ Богородицы. И зеленый цвет платка подчеркивает святость героини.
В этом же зеленом платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зеленый цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.
Использует Достоевский и символику других цветов. Черный — неизвестность. Раскольников, идя на убийство, поднимается по «черной лестнице», входит в пустоту темной комнаты старухи-процентщицы и этим обрекает себя на гибель. Контрастен черному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и скорби, печали.
Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы. Белые нарциссы с зелеными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы.
Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи.
У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони — это символ святости, то у Свидригайлова — это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев.
Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять. Серый и серость — однокоренные слова. Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чем говорит его теория. Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя.
Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он «право имеет», а не «тварь дрожащая». И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории.
Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского «Преступление и наказание» помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.
Значение цвета в «Преступлении и наказании»