Значение литературы

Художественно нарисованные картины человеческой жизни обогащают наш ум знаниями, волнуют наши чувства, побуждаю нас к действию, к воплощению в жизнь тех «благородных понятий и чувств», которые выражены в произведении.

В художественной литературе перед нами раскрывается жизнь людей во всем ее многообразии в разные века и у разных народов.

Так, в произведениях русской художественной литературы раскрываются картины жизни русского народа в разные периоды его истории. Черты древнерусского быта запечатлены, например, в «Песни о

вещем Олеге» Пушкина; о быте и нравах людей XVI века повествует «Песня про купца Калашникова» .Лермонтова; мрачная эпоха крепостного права изображена в «Дубровском» Пушкина, в «Муму» Тургенева и т. д. О героизме доблестных сынов нашей родины, боровшихся в прошлом за ее независимость, рассказывают такие произведения, как «Полтава» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Война и мир» Толстого.

Борьба трудящихся масс за укрепление Советской власти ярко изображена в повести Фурманова «Чапаев», в романе Н.

Островского «Как закалялась сталь» и в других произведениях советской литературы.

А.

М. Горький рассказывает, сколько радости давала ему художественная литература, как она раскрывала ему глаза на мир: «Точно какие-то дивные птицы сказок, книги… пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своем стремлении к добру и красоте…»

Литература — не только прекрасное средство познания мира, но и сила, участвующая в развитии и преобразовании жизни. Она влияет на культурное и политическое развитие человека и общества в целом. Подлинно художественные произведения входят в жизнь человечества; на них воспитываются люди; их высокие идеалы становятся для людей руководством в поведении, в борьбе и труде.

«Поэты,- говорит Чернышевский,- руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».

Кому, например, не известна в нашей стране замечательная книга Н. Островского «Как закалялась сталь»?

Образ Павла Корчагина стал руководителем и воспитателем многих тысяч советских людей, их близким другом, неизменным спутником жизни. Скольких людей он ободрил в тяжелые моменты их жизни!

Во время Великой Отечественной войны книга Островского поддерживала мужество защитников нашей Родины. Образ Павла Корчагина вдохновлял бойцов на героические подвиги. В воинской газете «В бой за родину!» писалось: «И в самые тяжелые минуты, когда сжималось «железное кольцо», сколько воинов спрашивали себя: «А что бы на моем месте сделал Павел Корчагин?» — и делали так, как делал Павел Корчагин,- разрывали кольцо смерти и побеждали.

Так, например, во время борьбы за Новороссийск группу разведчиков-моряков окружили враги. Яростно бились герои. Когда подоспела подмога, в живых был только один — пулеметчик, но и он был тяжело ранен.

Героя спросили: «Как же ты устоял один, да еще тяжело раненный, против множества врагов?» — он ответил: «Я был не один! Со мной был Павка Корчагин. Это он помог мне держаться до последнего».

Такие примеры с наглядной убедительностью говорят об огромном значении художественной литературы в жизни людей.

Итак, во-первых, литература — это «учебник жизни», как называл ее Чернышевский. Литература обогащает наши знания о жизни.

Во-вторых, она воспитывает людей, является руководителем человека в жизни, прививая ему высокие и благородные понятия, чувства, стремление к труду, к борьбе за свободу и счастье народа.

В то же время, являясь одним из видов искусства,- искусством слова, литература развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создает писатель.




Значение литературы