Звук лопнувшей струны

Свою пьесу «Вишневый сад» сам А. П. Че­хов называл комедией. Но ведь пьеса-то грустная!.. Так в чем же дело?

Как известно с самого начала, имение обречено; обречены и герои — Ранев­ская, Гаев, Аня и Варя — им не на что жить, не на что надеяться. Предлагае­мый Лопахиным выход для них невозмо­жен. Все для них символизирует про­шлое, какую-то давнюю, прекрасную жизнь, когда все было легко и просто, даже умели сушить вишню и возами от­правлять в Москву…

Но теперь сад состарился, урожайные годы редки, способ приготовления виш­ни забыт…

Постоянное неблагополучие чувствуется за всеми словами и поступ­ками героев… И даже надежды на буду­щее, высказанные одним из самых дея­тельных героев Лопахиным, неубеди­тельны.

Неубедительны и слова Пети Трофимова: «Россия — наш сад», «надо работать».

Ведь сам Трофимов — вечный студент, который никак не может приступить к ка­кой-либо серьезной деятельности. Не­благополучие и в том, как развиваются отношения между героями, и в их разговорах.

Каждый говорит о том, что его интере­с у е т в данный момент, и не слушает дру­гих. Героям Чехова свойственна траги­ческая «глухота», поэтому

в диалогах смешивается важное и мелкое, трагиче­ское и глупое.

Ведь в «Вишневом саде», как и в жиз­ни, перемешаны обстоятельства траги­ческие, драматические и комические. Везде виден разлад, даже в том, что слуги ведут себя, как господа. Фирс го­ворит, сравнивая прошлое и настоящее, что «все враздробь».

Характерно и то, что его забывают в имении…

А как символичен — «звук лопнувшей струны»! Если натянутая струна — го­товность, решительность, действен­ность, то лопнувшая струна — конец. Правда, есть еще неясная надежда, ведь повезло же соседнему помещику Симеонову-Пищику: он не лучше дру­гих, а у него то глину нашли, то прошла железная дорога…

Жизнь трагична, непредсказуема и смешна — об этом и говорит Чехов в своих пьесах. И поэтому так трудно оп­ределить их жанр — ведь автор одно­временно показывает все стороны на­шей жизни…




Звук лопнувшей струны