20.1.1. Образование и наука в 1917 — конце 1930-х гг

Содержание государственной политики большевиков в сфере образо­вания и науки: для «воспитания нового человека» началось создание новой системы учреждений образования и науки с целью преодоления тотальной необразованности населения страны и распространения мар­ксистской идеологии. Партии нужно было создать новую, марксистски ориентированную интеллигенцию.

Основные тенденции в развитии образования были следующими.

    Создание новой системы образования, которое началось с отделения школы от церкви, национализации всех учебно
    — воспитательных учреждений и отмены сословных ограничений в образовании, а продолжилось коренными преобразованиями в просвещении. Два этапа этих пре­образований: 1918-1930 гг. — ряд весьма радикальных экспериментов в среднем и высшем образовании ; с начала 1930-х гг. — возвращение к образовательным традици­ям и отказ от радикальных мер.

В итоге была создана система школьного образования, включавшая начальный и средний уровни, а также система профессионально-технического образования: школы фаб­рично-заводского ученичества, ремесленные училища. Для приобщения трудящегося населения к выс­шему образованию

в 1919 г. были созданы рабочие факультеты — рабфаки, ликвидиро­ванные в 1930-е гг.

    1919 — конец 1930-х гг. — процесс ликвидации безграмотности. Его началом стал декрет Совнаркома 1919 г., по которому все неграмот­ное население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет обязано было научиться читать и писать, пройдя обучение в специально создаваемых учреждениях — школах грамоты, ликпунктах. В ре­зультате грамотность населения возросла с 21 % на начало века до 50 % к середине 1920-х гг. и до более чем 80 % к началу Великой Отечественной войны. В целях идеологизации образования в учебные планы вводились такие учебные предметы, как исторический материализм, история революции 1917 г. и партии большевиков, история Советского го­сударства и права и т. д.

Развитие науки:

    складывание единой советской системы научно-исследовательских учреждений, подчиненных власти: в 1920-е гг. «старая» система на­учных учреждений сосуществовала с «новой» , но в 1930-х гг. многие научные учреждения были закрыты, а все оста­вшиеся были подчинены Академии наук, которая, в свою очередь, подчинялась Советскому государству и партии; ликвидация оппозиции со стороны представителей интеллигенции: «философский пароход» 1922 г. , «академическое дело» 1929-1931 гг. и др.; в результате создания по всей стране множества учебных и научных учреждений, новых научных центров активизировались научные поиски ученых. Продолжали свою научную деятельность физиолог И. П. Павлов, ботаник и генетик-селекционер Н. И. Вавилов, химик С. В. Лебедев. Нача­лись активные разработки в оборонной и аэрокосмической сферах, освоение Северного по­люса.

В стране была создана сеть библиотек и собраний искусства, доступных для всех слоев населения. В декабре 1917 г. была проведена реформа русского языка, из кото­рого были исключены устаревшие буквы.




20.1.1. Образование и наука в 1917 — конце 1930-х гг