20.1.1. Образование и наука в 1917 — конце 1930-х гг
Содержание государственной политики большевиков в сфере образования и науки: для «воспитания нового человека» началось создание новой системы учреждений образования и науки с целью преодоления тотальной необразованности населения страны и распространения марксистской идеологии. Партии нужно было создать новую, марксистски ориентированную интеллигенцию.
Основные тенденции в развитии образования были следующими.
- Создание новой системы образования, которое началось с отделения школы от церкви, национализации всех учебно
В итоге была создана система школьного образования, включавшая начальный и средний уровни, а также система профессионально-технического образования: школы фабрично-заводского ученичества, ремесленные училища. Для приобщения трудящегося населения к высшему образованию
- 1919 — конец 1930-х гг. — процесс ликвидации безграмотности. Его началом стал декрет Совнаркома 1919 г., по которому все неграмотное население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет обязано было научиться читать и писать, пройдя обучение в специально создаваемых учреждениях — школах грамоты, ликпунктах. В результате грамотность населения возросла с 21 % на начало века до 50 % к середине 1920-х гг. и до более чем 80 % к началу Великой Отечественной войны. В целях идеологизации образования в учебные планы вводились такие учебные предметы, как исторический материализм, история революции 1917 г. и партии большевиков, история Советского государства и права и т. д.
Развитие науки:
- складывание единой советской системы научно-исследовательских учреждений, подчиненных власти: в 1920-е гг. «старая» система научных учреждений сосуществовала с «новой» , но в 1930-х гг. многие научные учреждения были закрыты, а все оставшиеся были подчинены Академии наук, которая, в свою очередь, подчинялась Советскому государству и партии; ликвидация оппозиции со стороны представителей интеллигенции: «философский пароход» 1922 г. , «академическое дело» 1929-1931 гг. и др.; в результате создания по всей стране множества учебных и научных учреждений, новых научных центров активизировались научные поиски ученых. Продолжали свою научную деятельность физиолог И. П. Павлов, ботаник и генетик-селекционер Н. И. Вавилов, химик С. В. Лебедев. Начались активные разработки в оборонной и аэрокосмической сферах, освоение Северного полюса.
В стране была создана сеть библиотек и собраний искусства, доступных для всех слоев населения. В декабре 1917 г. была проведена реформа русского языка, из которого были исключены устаревшие буквы.
20.1.1. Образование и наука в 1917 — конце 1930-х гг