20.3.2. Образование и наука
В развитии образования и науки выделяются следующие моменты.
1. Система образования и науки. В результате образовательной реформы 1958 г. окончательно сложилась трехуровневая система советского образования
. Содержание реформы:
- школьная реформа 1958-1964 гг., целью которой было приблизить школу к производству, но которая в итоге была признана неудавшейся и отменена; унификация системы среднего профессионального образования: все ремесленные училища, школы ФЗУ и ФЗО были заменены профессионально-техническими училищами и техникумами, куда можно было поступать после 8-го класса; в высшем образовании развивалось вечернее и заочное направления, преимущества при поступлении в вузы получили отслужившие в армии и рабочие.
Количество учебных заведений всех уровней постоянно росло. Среди тенденций в развитии учреждений науки следует отметить рост их числа и увеличение финансирования, существенное территориальное расширение сети научно-исследовательских институтов.
Период 1950-х — начала 1980-х гг. ознаменовался множеством важнейших достижений в науке и технике, но проблема заключалась в том, что ориентированы они были в первую очередь на военные нужды, из-за чего возникало отставание в остальных сферах :
- происходит бурное освоение космоса: 1957 г. — СССР запустил первый искусственный спутник Земли и впервые вывел животное на околоземную орбиту; 1961 г. — СССР впервые вывел человека на околоземную орбиту; 1965 г. — советский космонавт А. А. Леонов впервые вышел в открытый космос; 1970 г. — экспедиция «Лунохода-1»; 1975 г. — совместная советско-американская стыковка космических кораблей «Союз» и «Аполлон»; 1970-1980-е гг. — создание советских космических станций «Салют» и «Мир» на орбите Земли; данный период ознаменован также значительными достижениями в оборонной и транспортной сферах: новые модели подводных лодок, ракет, авианосцев, боевых вертолетов, военных и пассажирских самолетов ; происходит динамичное развитие ядерной физики и ядерной энергетики.
Дайджест:
- 20.3.1. Государственная политика в отношении искусства в Третий период развития советской культуры20.3.1. Государственная политика в отношении искусства В целом можно выделить три периода в отношении государства к искусству: период «оттепели» при Н. С. Хрущеве : проведение встреч руководителей партии с деятелями культуры ; реабилитация осужденных ранее представителей творческой интеллигенции ; публикация ранее запрещенных и новых осуждавших сталин Ский режим произведений ; — ужесточение политики в сфере ... Читать далее...
- 20.3.3. Литература и искусство в Третий период развития советской культуры20.3.3. Литература и искусство Литература и искусство данного периода характеризуются следующим. В литературе данного периода, в отличие от 1930-х — начала 1950-х гг., вновь установился относительный плюрализм. Два основных литературных течения: реформистско-демократическое во главе с журналом «Новый мир» и консервативное, к которому относились журналы «Октябрь» и «Огонек». К этому периоду относится творчество драматургов В. Ф. ... Читать далее...
- Третий период развития советской культурыТретий период развития советской культуры Для этого периода характерно снижение государственного контроля за культурой, что привело к духовному подъему, к отходу от принципов соцреализма в искусстве и появлению разных трактовок отдельных элементов марксизма, разработке новых направлений в науке, а также к возникновению целой контркультуры — «подпольной», или «неофициальной», культуры. Таким образом, в середине 1950-х — ... Читать далее...
- 20.1.1. Образование и наука в 1917 — конце 1930-х ггСодержание государственной политики большевиков в сфере образования и науки: для «воспитания нового человека» началось создание новой системы учреждений образования и науки с целью преодоления тотальной необразованности населения страны и распространения марксистской идеологии. Партии нужно было создать новую, марксистски ориентированную интеллигенцию. Основные тенденции в развитии образования были следующими. Создание новой системы образования, которое началось с отделения ... Читать далее...
- Образование, наука и техника в серебрянном веке в РоссииОбразование, наука и техника В развитии образования, науки и техники выделяются следующие моменты. На рубеже веков в России сохранялась трехступенчатая система образования: начальное образование давали земские и государственные школы, народные училища ; среднее образование включало в себя четыре элемента: классические гимназии, два вида училищ — реальные и коммерческие, наконец, средние учебные заведения для женщин; высшее ... Читать далее...
- Образование, наука, техника в XVIII веке в РоссииОбразование, наука, техника Преобразования XVIII в. требовали множества образованных кадров: и для строительства кораблей, и для стрельбы из пушек, и для осуществления чиновничьих функций. Это заставило государство провести масштабные реформы образования. 1. Система органов образования и науки. В XVIII в. в России в результате реформ наконец возникает система образования: появляются госу- Дарственные образовательные учреждения на ... Читать далее...
- Образование, наука, изобретения в золотом веке в РоссииОбразование, наука, изобретения в золотом веке в России Образование и наука характеризуются следующими моментами. Система образования. Политика государства в отношении просвещения была противоречивой: потребности в образованных кадрах и опасность распространения нежелательных идей поочередно перевешивали друг друга. Поэтому периоды либеральной политики в образовании сменялись консервативно-охранительными мероприятиями, связанными с усилением сословных ограничений и религиозной составляющей образования. Мощнейшими ... Читать далее...
- Консервация политического режима СССР в период застояКонсервация политического режима Лозунгом нового руководителя партии Л. И. Брежнева во внутренней политике стала «стабильность». Это означало отказ от «перетряхивания» кадров и частой смены руководящего состава, происходившей при Хрущеве, и впоследствии дало основания назвать эпоху правления Брежнева «застоем». Фактическая несменяемость высшего руководства привела к тому, что средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС к концу 1970-х ... Читать далее...
- Внешняя политика СССР в период застояВнешняя политика Во второй половине 1960-х гг. отношения между СССР и США продолжали оставаться напряженными. Это было связано с войной США во Вьетнаме, в которой СССР поддерживал коммунистическое правительство Северного Вьетнама, а также с ближневосточным конфликтом, в котором США оказывали поддержку Израилю, а СССР — арабским странам. Напряженность ощущалась и в социалистическом лагере. В 1968 ... Читать далее...
- «Серебряный век»: модернистский период развития русской поэзииНа изломе ХIХ-ХХ ст. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бушующее развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX — начала XX ст. называют «серебряным веком», русским поэтическим ренессансом. Идейной подпочвой развития новой русской поэзии, стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на границе ХІХ-ХХ ст. ... Читать далее...
- Какой период развития русской литературы назван «серебряным веком»?А. Первая треть XIX века Б. Конец XIX века В. Начало XX века — Какие поэтические течения развивались в русской литературе «серебряного века»? А. Символизм Б. Романтизм В. Акмеизм Г. Конструктивизм Д. Футуризм — Кто из поэтов относится к «младшим символистам»? А. 3. Гиппиус Б. А. Блок В. К. Бальмонт Г. Ф. Сологуб Д. А. ... Читать далее...
- Основные пути развития художественной культуры XVII векаXVII столетие — это весьма своеобразный этап в развитие западноевропейской культуры литературы и искусства. Эти особенности во многом определяются историческими условиями. Век наполнен глубокими противоречиями. С конца XVII века феодально-каталическая реакция переходит в широкое наступление, и стремиться искоренить все гуманистические идеи, материальные и научные взгляды. В Испании в это время очень широко развивалась драматургия, прежде ... Читать далее...
- Внешняя политика в период нэпаВнешняя политика После победы красных в Гражданской войне и неудачной иностранной интервенции перед Советским государством встала задача налаживания мирных отношений с капиталистическими странами. В 1922 г. с этой целью была созвана Генуэзская конференция, на которой Россию представлял народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин. Западные страны потребовали от советского правительства возвращения долгов царского и Временного ... Читать далее...
- Образование СССРОбразование СССР К концу Гражданской войны практически на всех территориях бывшей Российской империи, за исключением Польши и Прибалтики, установилась советская власть. Находясь во враждебном окружении капиталистических стран, советские республики, возникшие на месте распавшейся империи, испытывали необходимость объединения. В 1922 г. развернулось обсуждение того, какую форму должно принять это объединение. Народный комиссар РСФСР по делам национальностей ... Читать далее...
- Социально-экономическое развитие СССР в период застояСоциально-экономическое развитие Наметившиеся в начале 1960-х гг. кризисные явления в экономике обусловили необходимость проведения реформ, направленность которых была предметом долгих дискуссий между экономистами. В 1965 г. постановлением Совета министров были определены основные положения экономической реформы, которая по имени главы правительства А. Н. Косыгина получила название косыгинской. Основные положения косыгинской реформы: отмена учрежденных Хрущевым совнархозов, возврат ... Читать далее...
- Внешняя политика в период оттепелиВнешняя политика В 1950-е гг. происходит дальнейший рост внешнеполитического влияния СССР, в особенности в странах так называемого третьего мира, недавно освободившихся от колониальной зависимости и занимавших нейтральное положение между двумя противоборствующими блоками. Советский Союз оказывает многим государствам Азии и Африки значительную экономическую помощь в обмен на политическую поддержку. В 1955 г. оформляется политический союз социалистических ... Читать далее...
- Межнациональные отношения в период перестройкиМежнациональные отношения Оживление политической жизни одновременно с ухудшением экономической ситуации привело к росту влияния во многих республиках националистических сил. Первые столкновения на национальной почве произошли в Казахстане в 1987 г. в результате недовольства назначением нового руководителя республики, русского по национальности. В 1988 г. начался конфликт в автономной области Нагорный Карабах, жители которой, преимущественно армяне, выступили ... Читать далее...
- Экономические реформы в период перестройкиЭкономические реформы Первые перестроечные меры в экономике были приняты в 1987 г. Государственные предприятия получили большую степень самостоятельности в распоряжении своими средствами, в том числе право участвовать напрямую в торговле с зарубежными фирмами. Их работники наделялись правом избирать руководство предприятия вплоть до директора. Было разрешено создавать кооперативные предприятия, которые стали, по сути, первой в СССР ... Читать далее...
- Человек и наукаЧеловек и наука Необходимость заниматься наукой продиктована самой жизнью. В тексте обозначены некоторые главные проблемы, связанные с научной деятельностью человека. Первую проблему можно обозначить так. Человека науки отличают некоторые важные личностные качества: воля, трудолюбие, настойчивость и упорство в достижении цели. Ведь в этой сфере деятельности и теоретические вопросы, и практика исследований очень сложны. Комментарий: в ... Читать далее...
- Школа. Учитель. Для чего в наши дни необходимо хорошее образованиеДля чего в наши дни необходимо хорошее образование — вот проблема, над которой размышляет В. А. Сухомлинский. Автор считает, что хорошее образование важно не только для человека в отдельности, но и для всего человечества в целом. Важно потому, что В. А. Сухомлинский убежден: мы живем во время высоких космических достижений, нано технологий, инноваций. И только ... Читать далее...
- Какие этапы развития прошла «деревенская проза»?Какие этапы развития прошла «деревенская проза»? Что нового внесла в художественную литературу «лейтенантская проза»? «Лейтенантская проза» показывала войну с точки зрения ее рядового участника. Оказалось, что советский народ не был нерасчлененной массой, что были разные люди, по-разному проявлявшие себя на войне. Были героизм и самопожертвование, но рядом — трусость и шкурничество, предательство и малодушие. «Лейтенантская ... Читать далее...
- Наука. Что мы получаем от наукиЧто мы получаем от науки — вот вопрос, над которым рассуждает автор. По высказыванию известного писателя Н. Г. Чернышевского, данная проблема является общественно значимой: «В науке хранятся плоды опытности и размышлений человеческого рода, и главнейшим образом на основании науки улучшаются понятия, а потом нравы и жизнь людей». В. Харченко считает, что цель изучения наук — ... Читать далее...
- Внутрипартийная борьба в период нэпаВнутрипартийная борьба. Неустойчивое международное положение Советского государства оказывало немалое влияние и на положение внутри страны. Большевики пришли к власти в расчете на то, что пролетарская революция в ближайшее время победит не только в России, но и в передовых странах Европы, которые затем помогут России в движении к социализму. К началу 1920-х гг. стало ясно, что ... Читать далее...
- Политические реформы в период перестройкиПолитические реформы Наряду с перестройкой Горбачев выдвинул лозунги гласности и демократизации политической системы. Были освобождены находящиеся в заключении диссиденты, возобновилась реабилитация пострадавших от политических репрессий при Сталине. В средствах массовой информации началось открытое обсуждение проблем прошлого и настоящего, стали появляться критические материалы сначала о сталинском периоде, затем о Ленине и коммунистической идеологии в целом. В ... Читать далее...
- Периодизация развития государства в РоссииПериодизация развития государства в России Критерием этой периодизации являются формы государства: форма правления, политический режим, степень централизованности. Нулевой период: VI — конец IX в. Период формирования предпосылок для возникновения государства у восточных славян. Первый период: конец IX — начало XII в. Единое древнерусское государство Киевская Русь в форме раннефеодальной монархии. Второй период: начало XII — ... Читать далее...
- Нужно ли получать образование?Нужно ли получать образование? Подрастающему человеку с малых лет твердят о важности образования и заставляют его учиться. Проблема текста может быть обозначена следующим образом: нужно ли нам вообще получать образование? Автор говорит о том, что человеку необходимо получить образование, потому что от этого будет зависеть его судьба. Комментируя проблему, можно сказать, что некоторые не понимают, ... Читать далее...
- Диссидентское движение в СССР в период застояДиссидентское движение Благодаря возросшему уровню жизни социальная напряженность в обществе в целом снизилась по сравнению с началом 1960-х гг., хотя недовольство сложившейся ситуацией проявлялось в падении трудовой дисциплины. Основную опасность для власти представляло недовольство в среде интеллигенции. Различные формы инакомыслия, критики господствующей идеологии и политической системы получили название диссидентского движения. Признанными лидерами диссидентского движения стали ... Читать далее...
- Внешняя политика в период перестройкиВнешняя политика С началом перестройки М. С. Горбачевым была выдвинута концепция «нового политического мышления», подразумевавшая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и идеологическими, отказ от гонки вооружений и участия в военных конфликтах. В рамках этого нового внешнеполитического курса в 1987 г. между СССР и США Горбачевым и президентом Р. Рейганом было подписано соглашение о сокращении ядерного ... Читать далее...
- Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистикиНаука о языке называется языкознанием. Школьная грамматика изучает основные разделы науки о русском языке: фонетику, морфемику, лексику, морфологию, синтаксис. В лингвистике выделяется несколько разделов. Лексикология — учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова и правила его употребление в речи. Одним из основных разделов лексикологии является семантика, которая изучает все вопросы, связанные со значением ... Читать далее...
- 20.1.2. Литература и искусство в СССР в период с 1917 по середину 1930-х ггЛитература и искусство характеризуются следующими моментами. Главная тенденция развития литературы в 1920-х — середине 1930-х гг. — переход от множественности и свободы творчества к господству соцреализма и установлению государственного контроля. В 1920-е гг. сохранялась свобода литературы, множественность творческих подходов и связанных с ними литературных объединений. Их можно разделить на две группы: сторонники возникшей в 1920-х ... Читать далее...
20.3.2. Образование и наука в Третий период развития советской культуры