20.3.2. Образование и наука в Третий период развития советской культуры

20.3.2. Образование и наука

В развитии образования и науки выделяются следующие моменты.

1. Система образования и науки. В результате образовательной реформы 1958 г. оконча­тельно сложилась трехуровневая система советского образования

. Со­держание реформы:

    школьная реформа 1958-1964 гг., целью которой было прибли­зить школу к производству, но которая в итоге была признана неудавшейся и отменена; унификация системы среднего профессионального образования: все ремесленные училища, школы ФЗУ и ФЗО были за­менены профессионально-техническими
    училищами и техни­кумами, куда можно было поступать после 8-го класса; в высшем образовании развивалось вечернее и заочное направ­ления, преимущества при поступлении в вузы получили отслужившие в армии и рабочие.

Количество учебных заведений всех уровней постоянно росло. Среди тенденций в развитии учреждений науки следует отме­тить рост их числа и увеличение финансирования, существен­ное территориальное расширение сети научно-исследователь­ских институтов.

Период 1950-х — начала 1980-х гг. ознаменовался множеством важ­нейших достижений в науке и технике, но проблема заключалась в том, что ориентированы

они были в первую очередь на военные нужды, из-за чего возникало отставание в остальных сферах :

    происходит бурное освоение космоса: 1957 г. — СССР запустил первый искусственный спутник Земли и впервые вывел животное на околоземную орбиту; 1961 г. — СССР впервые вывел человека на околоземную орбиту; 1965 г. — советский космонавт А. А. Леонов впервые вышел в открытый космос; 1970 г. — экс­педиция «Лунохода-1»; 1975 г. — совместная советско-амери­канская стыковка космических кораблей «Союз» и «Аполлон»; 1970-1980-е гг. — создание советских космических станций «Са­лют» и «Мир» на орбите Земли; данный период ознаменован также значительными достиже­ниями в оборонной и транспортной сферах: новые модели под­водных лодок, ракет, авианосцев, боевых вертолетов, военных и пассажирских само­летов ; происходит динамичное развитие ядерной физики и ядерной энергетики.



20.3.2. Образование и наука в Третий период развития советской культуры